Амасис, Яхмес II





Амасис, Яхмес II — пятый фараон XXVI династии (570-526 гг. до н.э.). Согласно Геродоту, Амасис происходил из простонародья, при Априи он командовал ливийскими наемниками, после поражения египтян от киренцев был провозглашен фараоном.
Хотя Амасис был обязан своим выдвижением египетскому войску, он не порывал с греками; из греческих наемников он сформировал свою гвардию.
В течение четырех лет Амасис боролся за власть со свергнутым Априем и вышел победителем в войне с ним. Наведя порядок в стране, он стал заботиться об усилении Египта на международной арене. С этой целью им был построен многочисленный флот, что позволило египтянам завоевать Кипр. Впоследствии Амасис наладил дружественные отношения с тираном острова Самос Поликратом, лидийским царем Крезом, Вавилонией и Спартой. Кроме этого он заключил союз с Киреной.
Будучи филэллином до конца своих дней, Амасис делал щедрые приношения греческим храмам. При этом он не забывал и о египетских богах. По его распоряжению в саисском храме были возведены величественные пропилеи (проход с колоннами). В Мемфисе он реконструировал старые и построил новые храмы.
Когда стало очевидно, что персидский царь Камбис собирается напасть на Египет, Амасис начал готовиться к отражению агрессии. Однако персидское нашествие уже не застало его в живых: он умер за несколько месяцев до того, как персы вторглись в страну пирамид.

Использованы материалы кн.: Тиханович Ю.Н., Козленко А.В. 350 великих. Краткое жизнеописание правителей и полководцев древности. Древний Восток; Древняя Греция; Древний Рим. Минск, 2005.

Аб-Мосе, Царь Египта 26-й династии, правившей в 570-526 гг. до Р.Х. Жена: киренская принцесса Лаодика.
+ 526 г. до Р.Х.
Подробный рассказ об этом фараоне читаем у Геродота. Согласно греческому историку, Аб-Мосе был приближенным фараона Априя. Когда Априй получил известие о начавшемся против него восстании, он послал к мятежникам Аб-Мосе, чтобы тот успокоил их посулами. Но, когда Аб-Мосе выступал в лагере перед воинами, какой-то египтянин сзади надел ему шлем на голову и объявил, что этим коронует его на царство. Это произошло отнюдь не против воли Аб-Мосе, что он и не замедлил доказать. Когда мятежники провозгласили его фараоном, Аб-Мосе стал готовиться к борьбе с Априем. Априй же, узнав об этом, отправил к Аб-Мосе одного знатного египтянина из своей свиты, по имени Патарбемис, с приказанием доставить Аб-Мосе к нему живым. Когда Патарбемис прибыл к Аб-Мосе и стал звать его к царю, тот, приподнявшись в седле (он как раз в это время сидел на коне), испустил ветер и сказал Патарбемису, чтобы он отнес это Априю. А в заключение заявил, что Априю не придется на него гневаться — скоро он сам явится к царю и приведет с собой других мятежников. После того как Аб-Мосе со всеми египтянами прибыл к городу Мемфису, началась битва. Хотя наемники Априя храбро сражались, но все же потерпели поражение, так как значительно уступали врагам в численности. Сам Априй был захвачен в плен и вскоре казнен.
Так после свержения Априя воцарился Аб-Мосе, родом из Саисского округа. Сперва египтяне мало уважали и ни во что не ставили царя, так как прежде он был простым гражданином и даже не знатного рода. Потом, однако, Аб-Мосе удалось завоевать их расположение хитрым, но деликатным способом. Среди несметных сокровищ был у него и умывательный таз, которым сам царь и все его гости всегда пользовались для омовения ног. Этот таз Аб-Мосе велел расплавить, отлить из него статую бога и воздвигнуть в самом оживленном месте города. Египтяне же, проходя мимо статуи, благоговейно молились ей. Когда же Аб-Мосе услышал об этом, то повелел призвать к себе египтян и объявил им, что статуя была сделана из того таза, в который они раньше плевали, мочились и в котором омывали ноги, а теперь ее благоговейно почитают. Вот и с ним, прибавил царь, произошло примерно то же самое, что с этим тазом. Пусть когда-то прежде Аб-Мосе был только простым гражданином, а теперь он их царь. Поэтому они должны почитать и уважать его. Так Аб-Мосе расположил к себе египтян.
Порядок ежедневных занятий Аб-Мосе устроил такой. Рано утром, еще до времени, когда народ собирался на рынок, царь разбирал дела, о которых ему докладывали. Затем он пировал и легкомысленно и весело шутил со своими застольными друзьями. Еще будучи простым гражданином, Аб-Мосе очень любил выпить и пошутить и вовсе не имел склонности к серьезным занятиям. А когда он пропил и прогулял свое добро, то начал будто бы даже воровать у соседей.
При царе Аб-Мосе, как рассказывают, Египет достиг величайшего расцвета. Река дарила блага земле, а земля — людям, и городов в Египте было тогда, говорят, 20 000. дб-Мосе также издал вот какое постановление: каждый египтянин должен был ежегодно объявлять правителю округа свой доход. А кто это не делал и не мог указать законных доходов, тому грозила смертная казнь.
Аб-Мосе был другом эллинов. Он не только выказывал благосклонность некоторым из них, но даже предоставил эллинским переселенцам город Навкратис для жительства. А тем, кто не желал селиться там, а приезжал только временно для торговли, он отвел места, где они могли бы воздвигнуть алтарь и храмы богов.
С киренцами же Аб-Мосе заключил оборонительный и наступательный союз и даже взял себе в жены киренскую принцессу — потому ли, что желал иметь супругой эллинку, или, быть может, только ради закрепления союза с киренцами. Звали ее Лаодика. Одни говорят, что она была дочерью Батта, другие же — Аркесилая или даже знатного гражданина Критобула. Однако, разделяя с супругой ложе, Аб-Мосе не мог сойтись с нею, хотя еще сходился с другими женщинами. И так как это повторялось не раз, то Аб-Мосе сказал Лаодике: «Женщина! Ты меня совершенно околдовала! Ничего уже не спасет тебя от самой лютой казни, которую когда-либо испытала женщина!» Хотя Лаодика отрицала свою вину, Аб-Мосе не сменил свой гнев на милость. Тогда Лаодика принесла обет Афродите посвятить в Кирене статую богине, если Аб-Мосе сойдется с ней в эту ночь (ведь в этом одном было ее спасение). И действительно, после этого обета Аб-Мосе тотчас же сошелся с ней. И с тех пор всякий раз, как ни приходил, имел сношение с ней, и потом очень полюбил ее. Лаодика же исполнила свой обет богине. Она велела изваять статую и отослать ее в Кирену. После завоевания Египта Камбис, узнав от Лаодики, кто она, отослал ее в Кирену, не причинив обиды.
Аб-Мосе впервые завоевал остров Кипр и заставил островитян платить ему дань.
В самом конце своей жизни Аб-Мосе пришлось начать войну с персидским царем Камбисом. Причина ее была следующая. Камбис отправил вестника в Египет просить дочь Аб-Мосе себе в жены. А поступил так Камбис по совету одного египтянина, который дал этот совет из ненависти к Аб-Мосе — дело в том, что царь его одного из всех египетских врачей, разлучив с женой и детьми, передал персам, когда Кир попросил Аб-Мосе прислать самого лучшего в Египте глазного врача. Так вот, ненавидя царя за это, египтянин и дал Камбису совет просить в жены дочь Аб-Мосе, для того чтобы египетский царь либо огорчился, отдав дочь, либо отказом обидел Камбиса. Аб-Мосе же ненавидел могущественных персов и вместе с тем опасался их: он не знал, как поступить: отдать ли дочь или отказать. Ведь царь был вполне уверен, что Камбис берет ее не законной супругой, а в наложницы. Обдумав свое положение, Аб-Мосе нашел выход. Была у Априя, прежнего царя, дочь, весьма красивая девушка. Она одна из всей его семьи осталась в живых. Звали ее Ни-тетис. Эту девушку Аб-Мосе велел нарядить в роскошные, украшенные золотом одежды и отослать в Персию вместо своей дочери. Когда царь Камбис узнал об этом обмане, он разгневался и начал войну с Египтом.
Как раз в это время Аб-Мосе рассорился с начальником своих наемников — Финесом. Финес бежал в Персию и оказал Камбису в египетском походе неоценимые услуги. Так он указал персам путь через пустыню и посоветовал послать к царю арабов с просьбой обеспечить безопасный проход через его землю.
Так сложились дела в конце царствования Аб-Мосе. Но сам он не дожил до персидского вторжения и скончался прежде, чем персы вступили в пределы Египта. Когда Камбис захватил Египет, он повелел выбросить из гробницы мумию Аб-Мосе, бичевать ее, вырвать все волосы и, наконец, сжечь.

Использованы материалы кн.: Константин Рыжов. Все монархи мира. Древний Восток. Москва, 2001 г.

Номы - Словари и энциклопедии на Академике

административные округа Древнего Египта (по египетски сепат ). Египетское
государство представляло собой политическое объединение номов, ...
http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_myphology/5483/%D0%9D%D0%BE%D0%BC%D1%8B







Источник: http://www.hrono.ru

Археологи нашли самое древнее ювелирное изделие

Часть каменного браслета, который, судя по его возрасту, является самым древним из известных на сегодняшний день женских украшений, обнаружили археологи в Денисовой пещере в Алтайском крае.