Архаический период истории Египта





Архаический период истории Египта

Часто читатель встречает недооценку роли Египта как важнейшей основы, и даже праматери мировой культуры. Многие ученые склонны считать, что Египет всегда играл второстепенную роль во всемирной истории. Эти авторы утверждают о изоляции Египта, что «не пошло на пользу его развитию». Такая точка зрения является не только односторонней, но абсолютно неверной. Полагаю, самое тщательное и бесстрастное исследование выдвигает египетскую цивилизацию в сравнении с узкими и замкнутыми культурами Месопотамии на первое место в древнейшем табеле о рангах.
    Возможно, правильнее было бы говорить о наличии в районе Ближнего и Среднего Востока двух или более параллельных и мощных цивилизаций… Египетская и Шумеро-Аккадская цивилизации развивались одновременно, не только в жестком противоборстве, но и в тесном соприкосновении. Д. Уилкинсон, автор работы «Центральная Цивилизация», говоря о народах этих двух регионов, считает, что им все же удалось создать нечто единое и целое. Всю эту конструкцию он характеризует – «Центральная» и «Средневосточная цивилизации». Между Египтом, Шумером, Персией и Вавилоном имелись многочисленные культурные и деловые связи. Скажем, в амарнский период (XIV в. до н. э.) египетский двор для связей с сирийскими вассалами или с другими государствами пользовался вавилонским диалектом аккадского языка. Известно также, что среди амарнских текстов в Египте найдены вавилонские мифологические произведения с пометками египетских писцов, и в то же время в большой библиотеке ассирийского царя Ашшурбанипала сохранялось немало египетских текстов.

Первые египетские земледельцы появились в районе Дельты и Фаюмского оазиса в V тысячелетии до н. э., а возможно и гораздо раньше. Некоторые указывают на время еще более позднее: жрец Манефон, Большой сфинкс в Гизе, египетский календарь говорят о периоде до 20 000 года до н. э. Но А. Карпичечи в книге «Искусство и история. Египет: 5000 лет цивилизации» пишет о генезисе египтян осторожнее: «Между 8 000 и 5 000 гг. до Р.Х. продолжаются процессы переселения народов через Верхний и Нижний Египет: потоки людей двигаются из Азии, из Центральной Африки и с Запада, включая, возможно, уцелевших жителей легендарной Атлантиды. И именно здесь в IV тысячелетии разовьется необыкновенный народ, способный регулировать илистые воды на километровых пространствах, координировать сельскохозяйственные работы на тысячах гектаров, создавать города и поселки, давая таким образом начало невиданному большому организованному обществу среди всех существовавших до той поры. Бледные аналоги подобного опыта обнаруживаются только в Месопотамии (Урук, Ур, Лагаш)». Примерно к X тысячелетию до н. э. на землях Египта обитали две расы, африканская и средиземноморская, сформировавшие две цивилизации: первую, Меримду, – на севере страны в Дельте с 22 городами, а вторую – на юге, с главным городом Тасом.

Видимо, государство в Египте существовало еще до потопа. Это утверждали в IX в. арабский ученый Альбумасар и историк и путешественник Аль-Масуди, прозванный в Европе «арабским Геродотом». Последний упоминает имя властителя Сурида, якобы правившего тут за 300 лет до потопа. Вспомним так называемую «короткую» и «длинную» хронологии Египта. Геродот поместил в один ряд фараонов Асихиса (2480 г. до н. э.) и Анисиса (715 г. до н. э.). И таких странных скачков в истории немало. Разница в датах жизни иных исторических фигур действительно изумляет.

Г. Бругш признавал: вряд ли можно считать окончательно установленными в хронологическом отношении те или иные эпохи и моменты истории фараонов. Если когда-либо кто-то обращается за разъяснениями к таблицам, составленным учеными, он с удивлением останавливается перед различными мнениями в вычислениях годов (этих фараонов), сделанных представителями новейшей школы. Так, даже у обычно славящихся точностью немецких ученых время восшествия на престол Мена, первого фараона, разнится. Боек относит это событие к 5702 году до н. э., Унгер – к 5613 му, Бругш – к 4455 му, Лаут – к 4157 му, Лепсиус – к 5702 му, Бунзен – к 3623 му. Разность между крайними выводами этих чисел поразительна, составляя 2079 лет… Причем самые основательные работы и изыскания, проведенные компетентными учеными для проверки хронологической последовательности царствований фараонов или порядка перемены целых династий, доказывали вместе с тем неминуемую необходимость допустить в списке Манефона одновременные, параллельные царствования, чем заметно уменьшалась сумма времени, необходимая логически для владычества над страной тридцати династий Манефона. Несмотря на все открытия египтологии в этой области, до сих пор числовые данные находятся в неудовлетворительном состоянии (даже в XXI в.). Шампольон относил время воцарения фараона Мена к 5867 году до н. э., а Пальмер – к 2224 году до н. э. Разница амплитуды, таким образом, составила 3643 года! При этаких временных удалениях определить точное время правления того или иного фараона, пожалуй, труднее, чем определить возраст Сфинкса.

Ответы@Mail.Ru: Почему Древние Египтяне называли свою ...

В древних надписях, как и в книгах позднейших египетских христиан, Египет
... Древние египтяне называли свою страну Кемет, то есть «черная земля» ...
http://otvet.mail.ru/question/30464888

Известна масса случаев, когда даже у отстоящих далеко друг от друга династий обряды, царские титулы, обычаи, предметы искусства и особенности языка становятся похожими и одинаковыми (как у 19 и 4 династий). Аналогичные парадоксы или странности нередко встречаются и в Месопотамии. К примеру, известный ученый Л. Вулли, сообщая о золотых вещицах, найденных им при раскопках царских гробниц, с изумлением отмечал, что «один из лучших экспертов заявил, что это вещи арабской работы XIII века н. э.» (тогда как согласно хронологии их относят якобы к III тысячелетию до н. э.). Пытаясь найти ответ на эти загадки и нестыковки, Ньютон спрессовал историю Древнего Египта (охватывающую тысячи лет) в короткий отрезок времени длиною в 330 лет (от 946 г. до н. э. и выше). В итоге ряд важнейших, фундаментальных дат египетской истории были им приближены на 1800 лет. Порой задают резонный вопрос: «Но, может быть, естественней все объяснить ошибкой самих историков, раздвинувших на 2–3 тысячи лет соседствующие династии? А то слишком много «тысячелетних провалов» обнаруживается в хронологии» (А. Т. Фоменко). Что тут скажешь! История слишком ценный товар, чтобы в ней не было места мифам, легендам, фальсификациям, ошибкам. Обращаясь к ней, некоторые жаждут не истины, а громких сенсаций или денег.

Египет – одна из древнейших цивилизаций. Древние египтяне называли свою страну «Кемет» (Qemt), что значит «Черная». Иногда они добавляли к эпитету «Черная Земля» (черной почве Нильской долины) еще и «Красная Земля» (красный покров пустынь). Ближе к современному названию все же греческое «Айгюпетс» (от искаженного «Хеткаптах»). Так именовали греки государство Нижнего Египта со столицей в Мемфисе. Было у Египта и еще одно смысловое значение – «загадка», «тайна» (Бадж). Возникшая в горловине Нильской долины земля чем-то напоминает горло волшебного кувшина, откуда появился вдруг могущественный джинн. Нил, изливая с дивным постоянством воду, восстанавливая плодородие почвы, дает жизнь всем, кто тут обитает. География определила политику и этнологию. Брестед и Тураев отмечали: «Мир египтянина был, таким образом, резко ограничен: глубокая и узкая долина, несравненная по плодородию, и по обе стороны ее две безжизненные пустыни, являющие собой замечательное окружение, – местоположение, какого нет больше во всем мире. Подобное окружение оказывало могущественное влияние на дух и мышление египтянина, обусловливая и определяя его воззрение на мир и его понимание таинственных сил, управляющих им». Племена были изолированы друг от друга границей реки и рамками пустынь. Египет состоял из двух частей – Верхний и Нижний Египет. Поэтому народ называл свою землю «Две страны». Одна часть соответствовала Дельте, другая – долине Нила.
    Верхний Египет располагался в нижней части течения Нила. Его ландшафт суров. Нижний Египет, напротив, щедро питается водами Дельты и более населен. В Нижнем Египте возникли первые поселения. Каждое имело своего царя. Выделялись Саис и Метелис (сюда шло золото из Нубии и дерево из Сирии), а также Леополь. Греки назовут его Гелиополь (город Солнца). С Гелиополя и началось религиозное и социальное объединение частей Египта. Затем власть перешла к городу Буто, где возник первый «ном» в истории Египта, во главе с номархом. По воле народа главой стал Анджти – «Защитник». Цари Буто короновались в Гелиополе. На юге резиденцией фараонов был город Нехеб. Острая борьба развернулась за земли Среднего Египта, находившиеся в общем владении царей Севера и Юга.


Три короны фараонов – Нижнего Егита, Верхнего Египта и Объединенного.

По словам известного египтолога У. Питри, первые три династии правителей Египта не оставили следов своего культурного и литературного влияния, если не считать некоторых материальных памятников культуры. «Для нас это всего лишь миф или литературная традиция. Как цари – основатели Рима или первые короли Ирландии… О первых трех династиях до нас дошло только несколько записей придворного летописца, и то сделанных лишь три тысячи лет спустя, и мы должны рассматривать их как таковые, не более, ибо никаких материалов того периода уже тогда не сохранилось». Однако время, усилия археологов, сухой климат помогли внести серьезные коррективы в эти утверждения более чем столетней давности.

В древнейший период страна состояла из 22 провинций Верхнего Египта и 22 провинций Нижнего Египта. В какой-то период царь по совету старейшин («десяти великих с Юга») отделился от царства Буто, перенес свою столицу в Абидос, а затем вторгся на земли Дельты. Древнейший город Мендес он разрушил, а последний город Верхнего Египта, Метелис, захватил после жестокой битвы. Фараон Нармер, сровняв непокорный город с землей, обезглавил 10 старейшин и возложил на себя «красную корону» Нижнего Египта, еще красную «от крови убиенных собратьев». Это был жестокий фараон. В древней надписи о нем говорится: «Это дробитель голов… он не щадит». На знаменитой «стеле Нармера» (74 сантиметровая плита) он изображен в короне Верхнего Египта, держащим одной рукой за волосы поверженного врага, другой – палицу. На обратной стороне стелы он – в короне Нижнего Египта (перед массой врагов с отрубленными головами). Белая и красная корона соединились. Так началась первая династия в истории Египта. Это важнейшее событие египетской истории, видимо, имело место в конце IV тысячелетия до н. э.







Источник: http://egypethome.ucoz.ru

Сравнительная характеристика культуры Древней Греции и Древнего Рима

Сравнительная характеристика культуры Древней Греции и Древнего  Рима   Культура Древней Греции БОГИ в образе человека.