Древнерусская и русская культура в IX - XVII вв.





Авторское право Все права сохранены  ©  Дистрибут.NET
Перепубликация материалов, возможна только с устного или письменного разрешения администрации сайта! Название статьи , Опубликовано Работы » Культурология » Работы » Культурология » Древнерусская и русская культура в IX - XVII вв.
02.04.11

Начало становления русского этноса

Начало становления русского этноса восходит к I в. н. э., когда происходило Великое переселение народов. Первоначально славяне находились между Вислой и Тисой, затем они распространились на огромные территории - от Балтики на севере до Адриатики и Балкан на юге, от Эльбы на западе до Днепра на востоке. В формировании этого этноса принимали участие не только собственно славянские племена, но и древние руссичи (русы), балтийские, угро-финские, тюркские, монголо-татарские и иные племена. К IX в. славяне имели все предпосылки для создания государства: большая численность населения, огромная территория, тесные социально-экономические связи. Древние русы,  под водительством Рюрика, основали в 862 г. в Новгороде державу, к которой в 882 г. был присоединен Киев.

Система ценностей древнего славянина

Одной из главных потребностей первобытного человека была потребность осмыслить окружающий мир. В древних культурах понятия "добро" и "зло" образуют двоякую систему ценностей. Первобытная систематизация мира была нравственной, этической, связывавшей все с понятиями добра и зла.

В основе представлений славян о жизни лежало понятие судьбы. С ним связывались представления о счастье (доля) и несчастье (недоля), победе и поражении, достатке и недостатке. В отличие от древних греков, веривших в предопределенность судьбы, славяне считали, что вопрос о судьбе можно перерешить. В мифологии древних мы сталкиваемся с множеством божеств, определявших судьбу:  Добрая Доля, Несчастливая Доля, Лихая Доля, Злая Доля,  Горе,  Злосчастие,  Лихо, Беда, Бесчестие,  Злыдни и т.д.

Столь же важным было противопоставление жизни и смерти, связанное с природными циклами (весна-зима, огонь-влага, солнце-луна, день-ночь).

Добро и зло были связаны с ориентацией в пространстве. Мир делился на правую и левую части, счастливую и несчастливую. В связи с этим возникло представление о правде и кривде, правоте и неправоте, прямом и кривом пути. Правое и левое ассоциировалось также с идеей верха и низа.

В языческих представлениях небесное и земное осознавались как мужское и женское. Землей клялись. Зло обитало в подземном или подводном царстве.

С развитием общественных отношений ценности пространственной ориентации стали применяться для целей социальной ориентации (деление общества на "верхи" и "низы"). Кроме ряда верх-низ, существовал ряд право-лево, "правда-кривда". Не менее важным было и долгое сохранение в сознании русских идеи святой матери-земли.

Важным было противопоставление своего и чужого, старший и младший, посвященный и непосвященный, священный и мирской и т.п.

Надо отметить, что славяне рано стали усваивать верования других народов (слияние славянских и иранских верований), границы между "своими" и "не своими" богами стирались, в т.ч. восприятие Бога Христа.

Важно отметить цветовое предпочтение восточных славян Добру, правде в их представлениях соответствовали белый и красный, злу, кривде, - черный. Впоследствии это отразилось в выборе цвета знамени, других знаков различия и предметов ритуала в России.

Архаическому сознанию русских было свойственно резкое противопоставление ценности и антиценности. Возможно, эта культурная градация была переосмыслена и в русском характере появилась черта - доводить все до крайности. В случае же неудачи следовали апатия, нежелание делать что-либо. Такая полярная ориентированность деятельности на бурную активность или полный покой соответствовали географическим условиям России, кратковременности сельскохозяйственных работ и долгому сезону зимы. Ценностная ориентация русской культуры закрепляла нормы поведения, отвечающие задаче приспособления к естественной среде.

Способом стабильности, высшими ценностями правды и лада до конца XIX в. была коллективная деятельность (родовая, общинная, семейная). Это помогало людям выжить при трудностях и испытаниях.

Важнейшей предпосылкой российской Цивилизации были верования восточных славян. Язычество, архаический тип культуры, создало мир, в котором не было неразрешимых противоречий между повседневностью и идеалом, человеком и Богом. После принятия Христианства Киевская Русь сохранила языческие верования: Новый год, поминовение предков, Святки, Масленица, Пасха, обряд крещения кукушки на Вознесение, Девичий праздник (неделя перед Троицей), праздник Ивана Купалы (в других местах женский праздник) и другие праздники. Вся христианская культура была переосмыслена в соответствии с традиционными языческими представлениями славян. В этом проявился синкретизм русской культуры.

И Запад, и Россия - страны христианские, однако христианство попало сюда через разных посредников: на Запад - через Рим, в Россию через - Византию. Эллинский культурно-исторический тип был типом культурным, и притом преимущественно художественно-культурным (их религия получила исключительно эстетический характер), римский же - политическим, развившим и осуществившим лишь политическую сторону человеческой деятельности. Другая сторона римской цивилизации - ее рационализм (наружная рассудочность римского ума брала перевес над внутреннею сущностью вещей). Для греков же была характерна склонность к отвлеченному мышлению о высоких материях и способность к тонкому логическому анализу.

Эволюция древнерусской культуры

В своей эволюции культура Древней Руси прошла несколько этапов: языческий или дохристианский; христианский период культуры; древнерусская культура в монгольский период (1243-1480 гг.); формирование и развитие русской культуры (XVI-XVII вв.). В целом XVII в. завершает древнерусскую культуру и создает новую русскую культуру, основу для взлета XVIII в.

Принятие Христианства на Руси

Русское Православие имеет византийский источник. Крещение Руси - это наступление исторического "совершеннолетия", включение ее в христианскую традицию культурного мира. Русь должна была выбрать между старым и новым Римом и выбрала Византийское Православие. Основной факт в истории русского Православия - органическая связь с византизмом в его славянском переводе. Киевский период считается самым чистым, многогранным в русской религиозности (золотые дни детства русского народа). Православие есть главнейший фактор в истории России, и одновременно Россия определила собой судьбу русского Православия. В отношении Церкви и Государства в киевский период мы видим почти небывалую в истории Православия гармонию. Эта свобода Церкви была возможна потому, что Русская Православная Церковь не была еще национальной и "автокефальной", осознавала себя еще Вселенской, была независимой в своем служении и недоступной для покушения местных князей. Столь же несомненно наличие в Киевской Руси и настоящей культуры,  отношение к ней московского века. Это культура заимствованная, это "ученический" период неизбежен в истории всякой культуры, русское сознание включается в "квинтэссенцию" православного византизма, усваивается эта традиция не только "пассивно", но и творчески (дух "великодержавия и христианского оптимизма'').

Одновременно надо отметить у Руси сохранение "мягкого", природного язычества. Душа "язычника'' продолжала питаться "природными" религиозными переживаниями и образами. Позднее, "чувство", "воображение", "сердечность" будут провозглашены основными отличиями русского христианства от греческого рассудочного и "холодного".

Историческое значение принятия Христианства на Руси

Христианство объединило Русь; вместе с христианством на Русь пришла письменность и с нею книжное просвещение и познание; церковь управляла и судила на основе сборника законов греческой церкви (как это делалось в Византии); христианство благотворно влияло на быт людей: с принятием христианства вырос авторитет княжеской власти ("поставлен от Бога" - влияние Византии), церковь опекала нищих, больных, убогих, давала пример более совершенного и гуманного устройства общества, восстала против рабства. Христианская вера на Руси совершила переворот в области пластического искусства и ювелирного ремесла. Выдающуюся роль сыграли монастыри (первые монастыри расположились в среднем и верхнем течении Днепра, до конца XII в. монастыри появились во всех славянских землях). Благодаря распространению просвещения, книг началась выработка языка, образовалась литературная школа.

Не вмешиваясь непосредственно в дела светской власти, православие, тем не менее, оказало влияние на русскую политическую традицию. Одним из центральных понятий государственной идеологии Византии было понятие таксиса, сущность которого заключалась в сближении, соединении земного и небесного порядков. Соединяющей силой была власть императора, нормальное функционирование которой во многом снимало напряжение между сущим и должным, между земным и небесным порядком. Если в западноевропейском городе в протестантской среде верования толкали человека к активной экономической деятельности, то в русском городе перед человеком открывался политический путь "спасения". Отсюда экономическая активность европейцев и создание ими общества как механизма утверждения своих экономических интересов. В России - поиск "настоящего" царя. Постепенно на Западе высшим критерием оценки деятельности человека, воплощением смысла жизни, стали оценки рынка, богатство.

История Древней, Киевской Руси отличается от истории Московской Руси ее большей подвижностью, свободой. Древняя Русь домонгольского периода резко выделяется на общем фоне истории России. Древняя Русь в IX-XII вв. являлась периферией европейскою мира и в целом сохраняла возможность воссоединения с ним. Русские уже в XI в. выступили с идеей богоизбранности, уравнивая себя с византийцами, претендовали на политическое господство в Восточной Европе. В "Повести временных лет", первой русской летописи, указание на богоизбранность Руси повторяется три раза и связывается с легендой о путешествии апостола Андрея, проповедовавшего в Причерноморье, в Киев и Новгород.

Христианство обеспечило историко-культурный процесс. Истины новой веры прозвучали на славянском наречии. Христианство не противоречило характеру древних славян. Старославянский язык стал государственным языком, "столпом и утверждением" просвещения и культуры. Высшие формы культуры X - XIII вв. -  письменность, общественная мысль, литература, живопись, зодчество - были связаны с  принятием и распространением христианства. Человек открыл для себя мир. Одухотворилось сознание, стимулировалось миропонимание. Стимулировалось представление об абсолютной ценности человеческой личности. Вместо языческой "свободы" утвердился нравственный кодекс, основанный на чувстве вины и голосе совести. Русская Церковь способствовала широкой образованности всех сословий в Древней Руси; в период феодальной раздробленности Церковь оставалась единственной носительницей идей государственного и культурного единства; Церковь способствовала собиранию Руси и становлению Москвы как религиозного и культурного центра; созидательная роль и энергия Русской Церкви сосредоточились в десяти тысячах храмов и двухстах монастырях.

Эстетическое сознание древних формировалось под влиянием Христианства. Процесс усвоения культуры Византии (Античная Греция, Рим, Ближний Восток) славянским населением имел свои особенности: философско-религиозные идеи воспринимались механически, не абстрактно; художественно-эстетическая культура усваивалась активно и очень конкретно.

Сущность эстетического сознания древних славян: центральное место в системе ценностей - природа (не отношение "Человек-Бог", а "Человек-природа"); комплекс положительных эмоций и радость выражалось в фольклоре и народном творчестве очень конкретно; христианская система "Человек-Бог" не воспринималась в Византийской утонченности и глубине; образ играл в мышлении древних большую роль, чем слово; трансформация старославянского сознания из мира природы к духовному миру, к отношению "Человек-Бог" под влиянием Христианства шла столетиями; постепенно через религиозный культ - источник культуры - развертывались духовный, исторический, географический горизонты; Церковную красоту (символ прекрасного) древние усматривали не столько в архитектуре, как в Византии, сколько в церковном действе, в декоративно-прикладном искусстве.

Литература, устное народное творчество. От XI - XII вв. до нас дошли 80 книг, семь из которых имеют точную дату написания. Древнейшая среди них - "Остромирово евангелие". Эта религиозная книга была переписана в 1056-1057 гг. для новгородского посадника Остромира, по имени которого и получила свое название.

Наряду с письменной литературой широкое развитие имело устное народное творчество, и прежде всего знаменитые  былины, повествующие о героической борьбе нашего народа против кочевников, о его созидательном труде.

Выдающееся развитие в домонгольское время получило русское ремесло. По подсчетам академика Б. А. Рыбакова, в русских городах, число которых приближалось  к 300, работали ремесленники более 60 специальностей.

К числу наивысших достижений русских ремесленников относится кузнечное дело. Известно, например, что русские кузнецы делали замки, славившиеся в Западной Европе. Большим спросом пользовались самозатачивающиеся ножи, состоявшие из трех пластин металла, причем средняя пластина отличалась  большей твердостью. Известны русские ремесленники,  занимавшиеся литьем колоколов, ювелиры, стеклоделы.

С середины X в. было широко развито производство кирпича, многоцветной керамики, предметов обработки дерева и кожи. Значительное развитие получило производство  оружия: кольчуг, колющих мечей, сабель. В XII - XIII вв. появились арбалеты и граненые стрелы к ним.

Сейчас мы знаем более 150 памятников архитектуры, дошедших до нас от домонгольского времени. Раскопки и исследования показали, что до конца X в. на Руси не было монументального каменного зодчества. Постройки  были деревянные или деревянно-земляные.

Одно из первых каменных сооружений, возведенное греческими мастерами в конце X в., — это двадцатипятиглавая церковь в честь Богородицы в Киеве, называемая также Десятинной церковью. От этого сооружения до нас дошел лишь фундамент.

В середине XI в. при Ярославе Мудром был сооружен  Софийский собор (1037), имевший 13 куполов. Вслед за строительством Софии в Киеве Софийские соборы были сооружены в Новгороде и Полоцке. На территории Руси известно около 15 каменных храмов XI - начала XII вв., близких по стилю.

Внутри храма стены были украшены фресками и мозаиками. Фреска - это живопись водяными красками по сырой штукатурке. Фресковые изображения  сыновей и дочерей Ярослава Мудрого, бытовые сцены с изображением скоморохов, ряженых, охоты и т.п. сохранились в Софии Киевской.

Мозаика - изображение или узор, выполненный из кусочков камня, мрамора, керамики, смальты. В Древней Руси мозаичные изображения набирались из смальты - специального стекловидного материала. Мозаикой выполнена  огромная фигура молящейся за человечество богоматери  Оранты в Софии Киевской. Необходимым украшением храмов были иконы.

Влияние монгольского ига на древнерусскую культуру

Влияние монгольского ига на русскую культуру выразилось в истреблении части населения. Люди стали запирать жен и дочерей в терема, удалять женщин от мужского общества. Право уступило место силе, что привело к появлению смертной казни и телесных наказаний. С XIII в. жизнь юга Киевской Руси стала пустеть, жители целых городов и волостей бежали в Суздаль, Новгород, Галич. Началось разрушение материальной и духовной культуры (зодчество, живопись, прикладное искусство). Сбор дани также неблагоприятно воздействовал на культуру, ослабли города, были забыты технические приемы и навыки ремесленничества. В период складывания древнерусской народности славяне оказались разделены друг от друга (украинцы, белорусы, русские) и их культура постепенно приобретает специфический характер. Связи с болгарской и сербской культурами восстанавливаются только с конца XIV в., одновременно с XIV в. начинается колонизация южной Руси.

Монгольское нашествие затормозило развитие древнерусской культуры, была прервана преемственность в работе мастеров. Основным хранителем духовных ценностей и традиций стала летопись.

Монгольское иго привело к страшному нравственному упадку: произошло огрубление характера, для народа началась школа рабства, развиваются низкие инстинкты. К этому надо добавить, что под влиянием тяжелой монгольской неволи, общей разрухи, к концу XIV в. на Руси усилились эсхатологические настроения, ожидания скорого конца мира, место Москвы в этом приобретает новое значение. Но одновременно в XIV в. наблюдается оживление и возрождение духовной жизни (Афон), усиливается подвижничество, святость. Но больше всего эта традиция открывается в русском монашестве - это век преподобного Сергия Радонежского (1320-1392). Русский церковный опыт выражается так же в храмостроительстве, в иконе (Андрей Рублев), в словесном и богословском опыте, что говорит о творческой мощи русского народа.

Обитель преп. Сергия скоро стала рассадником монашества для всей северной Руси. За полтора века в стране было создано до 180 обителей, явлено великое множество святых. Монастырь становится - в эпоху тьмы и варварства - центром духовного влияния на все общество.

Главным в монастыре было сохранение и приумножение духа благочестия и подвижничества. Монастырь не является замкнутой системой. Служение миру заложено в иночестве, как исполнение важнейшей Божественной заповеди возлюбить ближнего, как самого себя. Великие князья и их жены имели своими духовниками игуменов и архимандрита. Последнее обстоятельство оказывало нередко благоприятное влияние на политические решения. Предотвращение войн и конфликтов, меняя политический климат в обществе, смягчая социальные трения, утверждало гуманистические отношения.

Монастыри были центрами науки и просвещения. Богословско и светско образованные монахи переводили священное писание на славянский язык и языки тех народов, которым они проповедовали истины веры (национальная Пермская церковь с зырянским богослужением и письменностью; проповеди у лопарей на их родном языке; крещение остяков; миссионерская школа под Казанью). В XIV-XVI вв., когда ни правительственных, ни общественных школ не существовало, духовенство открывало училища учебного характера (значительную часть раздела светской литературы в монастырских библиотеках составляли рукописи учебного характера). Развивая зародившееся в Киево-Печерском монастыре летописание, книгописание, делопроизводство, архивное дело, монастыри выступали хранителями исторической памяти народа.

С XIV в. в дали от городов появляются пустыни. Вокруг пустыней образовывались земледельческие крестьянские поселения. Всего за XIV-XVI вв. возникло 150 пустыней в сельской местности и 104 в пригороде. Основание монастыря считалось высшим подвигом инока.  Некоторые странствовали до этого около 50 лет.

Со второй половины XIV в. монастыри служили опорными пунктами крестьянской колонизации на Севере, Заволжье, Вологодской, Костромской, Ярославской землях. Монастырь являлся для переселенца-хлебопашца и хозяйственным руководителем, и ссудной кассой, и приютом в старости. С начала ХVIII в. в приходах начинают строитьсябогадельни для больных и престарелых: уже к 20-м годам их число перевалило за сотню. Позже в приходах стали появляться свои библиотеки и школы, существовавшие на средства прихожан.

Развитие культуры Древней Руси со второй половины XIV века

Развитие культуры Руси со второй половины XIV в. по XV в. шло в рамках становления Московской  государственности. Москва стала "третьим Римом" -  опорой и защитой православия. В этот период страна вновь знакомится с лучшими образцами византийской литературы, миром эллинизма, обращается к традициям Киевской Руси.

К этому времени (1380) почти повсеместно была восстановлена  экономика страны, что предопределило общий подъем русской культуры в конце XIV - XV в.

Культура Возрождения и Московское княжество

Во второй половине XV в. в России стали работать итальянские мастера, принесшие с собой творческий опыт и передовые технические приемы, выработанные в эпоху Возрождения.

Первые каменные постройки в Московском княжестве относятся к XIV - XV столетиям. Дошедшие до нас храмы в Звенигороде и Загорске, собор Андроникова монастыря в Москве продолжали традиции Владимиро-Суздальского белокаменного зодчества. Накопленный опыт позволил русским мастерам успешно выполнить важнейший заказ великого московского князя - создать могучий, полный величия, достоинства и силы Московский Кремль.

Московский Кремль, созданный как парадная резиденция  русских великих князей, как бы воплотил в себя и успехи в объединении русских земель, и освобождение от золотоордынского ига, и прогресс русской культуры. Он был своеобразным символом могущества и силы сложившегося  вокруг Москвы государства.

Аналогичный архитектуре процесс слияния местных художественных школ в общерусскую наблюдался  в живописи. Это был длительный процесс, его следы отмечены и в XVI и в XVII в.

Развитие русской культуры со второй пол. XVII в

Со второй половины XVII в. идет дальнейшая рационализация, обмирщение церковного искусства, начинается становление и развитие светской культуры (наука, книгопечатание, театр, поэзия, сельскохозяйственная наука, промышленность). С XVIII в. разрыв между "двумя культурами" (церковной и светской) продолжает расти и углубляться. Исчезает гармония между верой и знанием, материальные запросы утвердились над духовными, произошел разрыв с памятью народа, с традицией.

Расширение сферы торгово-ремесленной деятельности, рост аппарата власти складывающегося абсолютизма, усиление внешнеполитических связей России, потребности обороны страны требовали увеличения числа образованных людей.

Если раньше обучение сводилось к выучиванию правил чтения, письма и арифметики под руководством местных церковников, то во второй половине XVII в. было создано несколько государственных школ. Работала школа по подготовке служащих для центральных учреждений, для Печатного двора, Аптекарского приказа и др. Печатный станок дал возможность издавать массовым тиражом единообразные пособия для обучения грамоте и арифметике. Об интересе русских людей к грамоте свидетельствует распродажа в Москве (1651) в течение одного дня "Азбуки", изданной тиражом в 2400 экземпляров.

В 1687 г. в Москве было основано первое высшее учебное заведение - Славяно-греко-латинская академия, где учили "от грамматики, пиитики, риторики, диалектики, философии... до богословия". Здесь готовили священников и чиновников. В этой академии учился М. В. Ломоносов.

В XVII в. типографским способом было издано около 500 названий книг, большинство из них - религиозного содержания. В Москве в 1672 г. открылась первая книжная лавка. При царском дворе выходила рукописная газета "Куранты", состоявшая в основном из иностранных сообщений.

Интерес к историческому прошлому, стремление поставить его на службу абсолютизму привели к созданию специального Записного приказа, которому вменялось в обязанность собирать материалы для русской истории.

В XVII в., как и ранее, шел процесс накопления знаний. Большие успехи были достигнуты в области медицины, в строительном деле, в решении практических задач по математике (многие умели с большой точностью измерять площади, расстояния, сыпучие тела и т.п.), в наблюдении за природой и т.д.

Значительный вклад в развитие географических знаний внесли русские землепроходцы. В 1648 г. экспедиция Семена Дежнева (за 80 лет до Витуса Беринга) вышла к проливу между Азией и Северной Америкой. Самая восточная точка нашей страны носит сейчас имя  Дежнева. Е. П. Хабаров в 1649 г. составил карту и изучил земли по Амуру, где были основаны русские поселения. Его имя носит город Хабаровск и поселок Ерофей Павлович. В самом конце XVII в. сибирский казак В. В. Атласов обследовал Камчатку и Курильские острова.

Обмирщение искусства с особой силой проявилось в русской живописи. Крупнейшим художником XVII в. был Симон Ушаков. В его широко известной иконе "Спас нерукотворный" хорошо заметны новые реалистические черты живописи: объемность в изображении лица, элементы прямой перспективы.

Тенденция к реалистическому изображению человека, к обмирщению иконописи, характерная для школы С. Ушакова, тесно связана с распространением в России портретной живописи - "парсуны" (персоны), изображающей реальные персонажи, например, царя Федора Ивановича, Скопина-Шуйского и др. Однако техника художников была еще аналогична иконописной, т.е. писали на досках яичными красками. В конце XVII в. появились первые парсуны, написанные маслом на холсте, предвосхитившие расцвет русского портретного искусства в XVIII столетии.

Итоги культурного развития Руси в XIII - XVII в.в.

В XIV в. наблюдался новый подъем в связи с объединением русских земель вокруг Москвы. В XIII - XV вв. происходил процесс складывания великорусской народности. В области русской культуры отчетливо обнаружилось слияние местных художественных школ в общерусскую культуру.

Важнейшим итогом культурно-исторического развития России в XVI в. было завершение процесса формирования русской народности. Сложились единые в своей основе русские (великорусские) язык и культура. В XVI в. ощутимее, чем прежде, стали проявляться светские элементы в культуре.

Одним из важнейших итогов развития русской культуры в XVII в. было начало формирования русской нации. Обмирщение культуры продемонстрировало общую тенденцию к высвобождению от религиозного мировоззрения и к рационалистическому объяснению мира.

Древнерусская культура в XVII веке

XVII в. - это закатный свет древнерусской культуры, это время постепенной трансформации древнерусской философии в новоевропейскую. Особую роль в России сыграл стиль барокко.

Барокко было не столько стилем художественного творчества, но и также стилем мышления, объяснения бытия, интерпретации происходивших событий и выражения идейных установок. Барочное сознание увлечено экспрессивным его переживанием, возрастанием субъективного начала, пристрастием к декоративности, изощренности форм, игр света и тени, созданием иллюзорного пространства, обмирщением искусства.

Новым элементом культуры становится народная демократическая литература, в т.ч. сатирическая. К XVII в. в древнерусской среде накопилось значительное количество апокрифов (скрытный, потаенный), в которых истолковывались наиболее волнующие сознание человека вопросы: сотворение Адама и Евы, описание рая и ада, устройство мироздания, загадки мировой истории, обычаи и нравы народов.

Ценнейшим источником философской и общекультурной терминологии являются “Азбуковники” - лексикографические справочники энциклопедического состава, объясняющие термины из греческого, латинского, древнееврейского, немецкого, польского и других древних и новых языков. В обширных приложениях встречались сведения о мудрецах древности, дефиниции философии, истолкование символики икон, образа Софии Премудрости Божией, масса всевозможной информации просветительского характера.

В XVII в. появляются первые трактаты по эстетике. Барочное видение в живописи аргументирует Симон Ушаков (1626-1686), крупнейший мастер и теоретик искусства, иконописец, гравер, портретист. В целом древнерусская эстетика, воспринявшая византийские каноны и претерпевшая длительную эволюцию, способствовала развитию русского национального “мышления в образах” и “умозрения в красках”, дала мощный импульс визуальным, невербальным методам богословствования и философствования.

Воспитание и образование в XVII в.

В XVII в.  остро встал вопрос о создании современной системы образования. Возник ряд училищ, в том числе школа боярина Ртищева при Андреевском монастыре, куда были приглашены ученые киевские монахи. Главным же событием стало открытие в 1687 г. Первого высшего учебного заведения Славяно-греко-латинской академии, созданной по образцу Киево-Могилянской академии, основанной в начале века видным украинским деятелем Петром Могилой. До основания Московского университета обе академии представляли основную кузницу подготовки богословов, философов, писателей, политиков. Сами они заимствовали методику подготовки у католических университетов, прежде всего у Ягеллонского в Кракове, основанного еще в XIV в. Следует заметить, что в  XVI в. на Украине некоторое время действовала Острожская академия, а в Вильно был открыт иезуитский коллегиум, ставший основой будущего университета. Многие граждане Речи Посполитой учились не только в упомянутых университетах и коллегиумах, но и в других странах Европы, особенно Восточной и Центральной.

Руководство Славяно-греко-латинской академией осуществляли приехавшие из Италии греки братья Иоанникий (1663-1717) и Софроний (1652-1730) Лихуды. Через два года их изгнали за “латинство”. Братья Лихуды не успели полностью прочесть свои курсы философии, но их следует признать основателями профессионального преподавания философии в России, создателями фонда учебной философской литературы.

После ухода Лихудов Академия пребывала в упадке до 1701 г., когда по указу Петра I было предписано “завесть в Академии учения латинские”. Было возобновлено преподавание философии. В 1814 г. она была преобразована в Московскую Духовную Академию и переведена в Сергиев Посад.

Вместе с преподаванием философии начинают складываться профессиональные кадры. Первым русским доктором философии, получившим степень в Падуанском университете на исходе века, в 1694 г., стал выпускник Славяно-греко-латинской академии Петр Постников, сподвижник Петра Великого и ставший его резидентом в Париже с 1703 по 1710 г., откуда он присылал различные сведения и литературу.

Значение XVII в. для развития русской мысли 

 В XVII в. завершается первый, самый длительный период развития отечественной мысли. В течение этого периода сложились традиции отечественного философствования, заключающиеся в особом интересе к нравственно акцентированной историософской и антропологической тематике, в тесной связи с искусством и литературой, в тяготении к просветительской, подвижнической, исповедальной манере изложения, любви к сократовско-платоновской линии.

{full} URL / WWW






Источник: http://distribut.net

Женщины-воительницы

Амастрис, жена Дионисия из Гераклурии основала свой собственный город-государство, завоевав и объединив четыре поселения.