Эпохи и культуры





Дата: 06-08-2011

В переводе с латинского понятие «античность»  означает древний. Культурой эпохи античности называют определённый исторический период в развитии древних  Греции  и Рима, однако точные рамки данной эпохи не  могут быть с точностью определены. Приблизительно историки датируют этот период  с 11 — 9  веков до нашей эры, времени всего античного общества в Древней Греции и до 5 века нашей эры  — крушения  римской  империи  под властными ударами варваров.

Основными столпами культуры эпохи античности являлись религия и мифология.  Мифология служила для греческого народа, её нельзя было отделить от жизни этих людей.  Так же необходимо отметить в качестве столпов культуры эпохи античности и художественную культуру.

Древняя Греция являлась колыбелью всей европейской культуры и цивилизации. Именно здесь зарождаются все духовные, материальные и эстетические ценности,  которые в разной степени отразились почти во всех европейских народах.

Как правило, историю древней Греции подразделяют на пять  этапов,  которые одновременно являются и культурными эпохами. Их называют:

        — эгейским или критомикенским (3 — 2 тысячелетие  до нашей эры),

        — гомеровским (11 — 9 века до нашей эры),

        — архаическим (8 — 6 века до нашей эры),

        — классическим (5 — 4 века до нашей эры),

        — эллинистическим ( вторая половина 4 -  середина  1  века  до нашей эры).

Максимальный  расцвет культуры древней Греции приходится на известный классический период.

Вся Греческая религия очень повлияла на формирование культуры эпохи античности. Все народы, в том числе и греческие, имели местные  общинные  культы,  богов-покровителей разных городов-полисов, земледельческих богов. Но уже в глубокой древности наблюдалось поглощение местных богов известными Греческими богами — Олимпийцами. Главной особенностью древнегреческой религии являлся антропоморфизм, заключавшийся в обожествлении людей, представлении о богах,  как о сильных, бессмертных людях. Главной частью являлось жертвоприношение. Так же существовали элементы культа, заключающиеся в возложении венков на алтари,  украшении статуй божеств,  их омовении,  пении молитвенных речей. 

Следующий столп культуры эпохи античности – это мифология.  Греческие мифы представляют собой не только мир религиозных представлений, это Греческий мир в целом, он богат историческими легендами и преданиями,  сказочными сюжетами,  литературными новеллами,  свободными вариациями на мифологические темы.  Но  из-за того, что эти разные элементы тяжело отделить друг от друга, необходимо рассматривать эту мифологию в целом. Мифы греков при всем разнообразии входящих элементов характеризуются одной особенностью, которая до сих пор  производит сильнейшее  впечатление на людей – она заключается в высокой художественности и гуманизме образов.

Важнейшим  элементом культуры эпохи античности является театр.  Он зародился на основе народных песен и танцев во  время празднования в честь Диониса. Из песен, которые исполняли в козлиных шкурах,  возникла трагедия, озорные и весёлые песни породили комедию. Государство поощряло театральные выступления, считая их школой воспитания.

5 — 4 век до нашей эры считается периодом расцвета культуры эпохи античности. В этот период в Афинах творили знаменитые греческие поэты трагического жанра, классики. К ним относили Эсхила,  называя  отцом  трагедии  за  такие шедевры как «Прикованный Прометей»,  «Персы»,  Софокла,  автора «Царь Эдип» и «Электра»,  Еврипда — автора «Медеи». 

Большого внимания заслуживает такая часть культуры эпохи античности, как древнегреческое изобразительное  искусство. Его составляющие живут и ныне. Главными архитектурными творениями классической  Греции  являлись театры и храмы.

Культура античности знаменита своими произведениями живописи. Она получила распространение в виде фресок и мозаик,  которые украшали храмы и здания, но к большому сожалению,  до нас не дошли в сохранности.

Понятие нормы в культуре формируется уже  в  эпоху Древней Греции,  но завершается и полностью расцветает в римской античности.  Эта история богата историями  назидательного характера,  когда  люди в интересах социума и государства поступались своими родственными  чувствами.  Нормой нравственности    было прославление людей, в первую очередь за верное служение отечеству и государству. Не напрасно нормой искусства риторики являлась такая форма организации речи, в  которой  преобладало  общезначимое над индивидуальным. Что интересно, так это то, что даже на надгробиях писали социальные статусы и заслуги перед Римом.  Только со 2 века нашей эры появлялись лирические, личные и семейного характера надписи.  Этикой и  эстетикой  подвигов назывались нормы античного общества и нормы культуры эпохи античности.

Понятие классики  символизирует общественное состояние, где индивидуальное, неповторимое,  и общественное предстаёт в состоянии динамичности, неустойчивости, но реальности равновесия. Классика, как один из принципов общественного развития является взаимодействием нормы и жизни. К примеру, рабовладение для Рима является естественным состоянием, в котором не развивается внутренний рынок,  нет такого спроса у потребителей,  которые могли бы потреблять различные производимые товары.        

Другим примером можно назвать античную трагедию. Как форма художественного произведения она базируетсяется на столкновении 2-х истин. С одной стороны — это  общественно-значимая норма, с другой — и индивидуально-личная. Так, главная героиня трагедии Софокла «Антигона» пытается похоронить брата,  которого убили за участие в заговоре.  Смерть Антигоны является гибелью нравственного начала.

Цель этого искусства в формировании таланта и дара сограждан.  Стихи постоянно следуют чёткой форме. Театральное представление соблюдает существующие каноны -  зрители заранее отлично владеют сюжетом трагедии или комедии, о неожиданностях не может быть и речи, но для них главное другое — ясность и убедительность знаменитого сюжета и образа, то есть принятая эстетическая норма.

На культуру эпохи античности большое влияние оказало христианство. В четвёртом  столетии расцветает христианское красноречие.  Большое количество церковных споров и разногласий с язычниками порождают  христианскую литературу,  которая сформировалась по всем правилам риторики.

Варварские нашествия 5 века  можно считать событием, которое ускорило преобразование, и придало ему катастрофический масштаб и глубоко изменившее весь мир. Но одновременно с гибелью Римского государства культура античности не исчезла,  хотя и завершилось её развитие. Потенциал культуры эпохи античности, её сокровища, несмотря на забвение,  были хорошо востребованы  потомками.

Культура эпохи античности является уникальной. Отличительные черты культуры эпохи античности закреплены за духовным многообразием,  подвижностью и свободой. Они дали возможность греческому народу достичь небывалых вершин. Остальные народы всячески подражали грекам, строили свою культуру по созданным греками образцам.

Культура Древнего Рима – в большинстве случаев является  продолжательницей  античных традиций Греции. Её  отличие заключается в религиозной сдержанности, внутренней суровости и внешней целесообразности.  Практицизм римского народа достойно выражается в градостроительстве,  юриспруденции, политике,  военном деле. Культура Древнего Рима продиктовала и определила культуру дальнейших эпох в Западной Европе.

Читать подробнее

Дата: 05-08-2011

Культура древних цивилизаций - ABC-people.com

История государства и культуры Египта делится на несколько периодов:
Раннее, Древнее, Среднее и Новое царство. Ранний Египет — это было
время ...
http://www.abc-people.com/typework/art/antich1-txt.htm

Просвещение — общественное, эстетическое, идейное и культурное движение в странах Америки и Европы, связанное с переменами в условиях жизни, сложившихся под влиянием распада феодальных и становления капиталистических отношений в экономике. Исторические рамки — 1689-1789 года.

Предпосылками и первопричинами эстетической эволюции в обществе были изменения в науке, политике, идеологии, культуре, искусстве. Культура в эпоху Просвещения вела борьбу за торжество «царства разума», прежде всего обусловленного развитием науки. Его основой должен был стать принцип «естественного равенства», с вытекающими из него принципами политической свободы и гражданским равенством.

Просветителями стали убежденные материалисты и идеалисты, которые признавали разум, как основу познания и поведения людей. Философские течения общественной мысли в культуре эпохи Просвещения представляли собой некое единство, которое выражалось в целях и идеалах — свобода, веротерпимость, благосостояние и счастье, отказ от насилия, вольнодумство, а так же критический взгляд к любым авторитетам.

Научное знание, ранее доступное лишь узкому кругу ученых, распространяется далеко за пределы лабораторий и университетов. Наука постепенно становится предметом обсуждения деятелей культуры, популярно излагающих самые последние достижения философии и науки.

Известные люди эпохи Просвещения происходили из разных сословий и классов: начиная с аристократии и дворян, заканчивая служащими торгово-промышленных комплексов. В каждой из стран культура эпохи Просвещения носила отпечаток национальной самобытности.

После революций и гражданских войн в 17—18 веках сгладились противоречия в обществе, развивался парламентаризм, что привело к укреплению политической борьбы в правовом поле. Церковь не противопоставляла саму себя Просвещению и в определенной мере даже соответствовала его идеалу веротерпимости. Все это способствовало бурному развитию культуры. Сохранился баланс между традиционными ценностями, хранителем которых была церковь и особыми новаторскими, которые несла культура эпохи Просвещения.

Художественная культура 18 века  — это период ломки воздвигавшейся веками художественной системы: скептическое и ироническое отношение ко всему, что считалось избранным и возвышенным ранее. Перед художниками впервые открылись возможности свободы наблюдения и творчества. Культура эпохи Просвещения использовала стилистические формы классики, отражая с их помощью уже совершенно новое содержание.

Искусство Европы18 столетия соединило в себе два противоположных начала: классицизм, означающий подчинение человека системе и романтизм. В культуре разных народов, классика и романтизм то образовывали некий синтез, то существовали во всевозможных смешениях и комбинациях.

Новым началом в культуре эпохи Просвещения было так же появление течений, которые не имели собственной стилистической формы и не испытывали потребности в ее генерации. Одним из крупнейших течений был прежде всего сентиментализм, который в полной мере отражал просветительские представления о доброте и чистоте натуры человека, которые были утрачены вместе с “естественным состоянием” общества, во время его постепенного отдаления от природы. Сентиментализм, прежде всего, обращался к внутреннему, интимному, личному миру человеческих мыслей и чувств, поэтому не требовал особых стилистических изысков. Сентиментализм был близок к романтизму.“Естественный” человек, воспеваемый им, постоянно испытывает трагичность столкновения с силами природы и общества, с самой жизнью, которая готовит ему великие потрясения. Их предчувствие пропитывает всю культуру эпохи Просвещения.

Процесс вытеснения религии в искусстве светскими является характерной чертой культуры Просвещения. Светское зодчество в18 веке, впервые за долгую историю, берет верх над религиозным по всей территории Европы. Жанровая живопись, в которой отражались повседневные наблюдения художников за жизнью реальных людей в реальном мире, широко распространяется по территории европейских странах, а порой даже стремится занять главенствующее место. Место Парадного портрета, столь популярного в прошлом, занимает портрет интимный, а в пейзажной живописи возникает “пейзаж настроения”, представленный такими художниками как Гейнсборо, Гварди, Ватто.

Характерной чертой культуры Просвещения является возрастающее внимание к эскизу, причем не только у самих художников, но даже у критиков и искусствоведов. Индивидуальное восприятие, настроения, отраженное в эскизах, иногда оказывают эмоциональное и эстетическое действие, чем полностью законченное произведение. Гравюра и рисунок ценятся выше живописных полотен, поскольку устанавливают более выраженную связь между зрителем и художником. Вкусы и предпочтения эпохи поменяли и сами требования к колориту полотен живописи. У художников 18 века в работах усиливается декоративное восприятие цвета, картины начинают украшать то место, в котором они находятся.

Культура эпохи Просвещения, воплощенная в архитектуре и живописи рококо, прежде всего, были настроены на создание комфорта для человека, который будет наслаждаться этими произведениями. Маленькие по объему комнаты не выглядят тесно благодаря иллюзиям  “играющего пространства”, что достигается архитекторами и художниками за счет использования различных художественных средств: орнамента, зеркал, панно, особой цветовой гаммы и т.д. Этот стиль стал популярным в небогатых домах, в которые он внес дух комфорта и уюта без излишней помпезности и роскоши.

Еще одной отличительной чертой культуры Просвещения было отображение с помощью художественных средств человеческих ощущений и наслаждений — духовных и физических. Начиная с 18 в. как публика, так и критики требуют от новой живописи, музыки и театра больше “приятного” или “чувственного”.

В бесконечных спорах между ними зарождались современные теории прав человека,  как независимого гражданина и части гражданского общества, демократии в правовом государстве, этики индивидуализма и рыночной экономики.

На смену старой идеологии, феодализма пришло время экономистов, философов, социологов и литераторов эпохи Просвещения.

Читать подробнее






Источник: http://xn----otbhelfmphcp4fjf.xn--p1ai

Древн

13 декабря 2011 года, в день памяти святого и всехвального апостола Андрея Первозванного у частицы его мощей в храме Христа Спасителя по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла был совершен молебен древним чином.

Древние славяне занимались любовью в свое удовольствие

Славянкам блудить не запрещали В традиционной истории слово «блудница» несет отрицательный смысл.

Чердачок Несносного ДеNNиса

Когда мы жили некоторое время в Рязанской области, нам подарили несколько вот таких реликтовых ракушек.