Галилея





     Галилея - северная окраина библейской Земли Обетованной. Эта область словно специально создана Богом, чтобы быть удобной для людей. Здесь все в меру: невысокие холмы, покрытые негустыми лесами; неширокие и, в то же время, просторные долины. Земля не слишком плодородная, но отзывается на труд человека добротным урожаем. Ландшафт не отличают яркие краски, но он, тем не менее, приятен для глаза: зимой и весной Галилея выглядит совсем зеленой, летом трава выцветает и становится золотистой, но многочисленные рощи и сады продолжают вносить крупные мазки зеленого цвета в пейзаж.
     Пригодность Галилея для человека проявляется по-разному. Например, в ней очень мало природных опасностей в виде хищников или змей, но зато множество различных лекарственных или просто полезных растений. Кроме этого, в Галилее есть много уголков, обладавщих в прошлом высокой духовной ценностью (как долина Бет а-Керем, где делали оливковое масло, которое использовали в Иерусалимском Храме), а также святых мест (библейских, евангельских, средневековых еврейских, друзских, мусульманских).
     Географически Галилея состоит из двух крупных частей, Нижней и Верхней, каждая из которых, в свою очередь, делится еще на три: Западную, Центральную и Восточную. Западная Галилея начинается от побережья Средиземного моря. Южнее, в районе Хайфы, ее холмы отодвигает от моря просторная долина Звулуна. По мере продвижения к северу они постепенно сокращают расстояние до кромки прибоя, пока на самой ливанской границей его волны не ударяются о ее белые меловые скалы, выбивая в них глубокий грот. Место это называется Рош а-Никра и является популярнейшим туристским уголком, оснащенным канатной дорогой и пробитым в скале туннелем, позволяющем этот грот рассмотреть с различных ракурсов. Особенно хороша Западная Верхняя Галилея - невысокое плоскогорье, изрезанное глубокими ущельями.
     Центральная Нижняя Галилея - область, образованная четырьмя параллельными холмистыми грядами (с юга на север: горы Назарета, Туран, Иотапата и Шагор), отделенные друг от друга тремя долинами (Туран, или Римон; Бет Нетофа и продолжающими друг друга Сахнин, Ацмон и Гиносар). В Верхней Галилее место в центре занимает знаменитая гора Мерон. Но особым разнообразием отличаются восточные части, которые граничат с линией Сирийско-Африканского разлома. В Нижней Галилее располагается известное по Библии озеро Кинерет (в Евангелии оно названо Тивериадским, оно же Генисаретское, оно же Галилейское море). Восточная Верхняя Галилея - это несколько лесистых плато, расположенных на разной высоте, словно ступеньки странной лестницы, а также огромная (по израильским меркам!) и низкая долина Хуле с рекой Иордан и небольшим одноименным озером, которое является одним из самых крупных на планете остановочных пунктов на пути перелетных птиц между Европой и Африкой. 
     На заре истории человеческой цивилизации Галилея стала одним из транзитных районов, связывавших между собой два ее важнейших очага - дельту и долину Нила и междуречье Тигра и Евфрата. Важнейший торговый путь (и военный маршрут) древности проходил через долину Хуле, где находился богатейший город Хацор (Асор в синодальном переводе Библии), вдоль западного берега озера Кинерет и Иорданскую долину до города Бет Шеана (Вейсана), где поворачивал на запад, в сторону побережья Средиземного моря. Богатая и стратегическая важная область не раз была арена ожесточенных столкновений между крупными соседями, в результате ее основные города многократно разрушались и строились заново, со времен накопив более 20 археологических (стратиграфических) слоев. Отголоском этих войн является библейский эпизод о победе Аврама над коалицией четырех царей в месте Дан, расположеном у истока реки Иордан (название это всемирно известной реки так и переводится - "Стекающая с Дана"). На протяжении примерно 3-х столетий Галилея находилась под гегемонией Древнего Египта эпохи Нового царства. В период ослабления его влияния (XIII в. до н.э.) из-за Иордана вторглись еврейские племена, Двенадцать колен Израиля.
Галилея в Библии (до 586 г. до н.э.)
     Больше всего о Галилее становится в библейских книгах Иисуса Навина и Судей, рассказывающих о завоевании народом Израиля Земли, обещанной ему Богом. В одном из ключевых сражений "у вод Меронских" (у источика восточнее горы Мерон) Иисус Навин разромил соединенные войска северных царей во главе с правителем Хацора, Явином. После раздела Земли Обетованной между коленами большая часть Галилеи досталось Нафтали (Неффалиму), южнее, на небольшом зеленом плоскогорье обосновался Иссахар, вдоль берега Средиземного моря получили свои наделы Ашер (Асир) и Звулун (Зевулон). Самый северный край долины Хуле стал пристанищем Дана, колена, которого изгнали с его официального надела филистимляне. Правда, обосноваться на полученных территориях северные колена смогли не сразу: последовала еще одна война с царем Явином, в которой еврейский народ возглавили пророчица Дебора и полководец Барак. Затем судья Гедеон успешно отразил нападение кочевого народа Мидианитян.
После распада Единого государства Давида и Соломона, Галилея вошла в состав северного еврейского царства, Израиля, которое включило в себя наделы 10 колен. К этому времени относится первый в истории области экономический и политический расцвет. Долгое время Израиль доминировал в обширном регионе, ведя успешно войны со своим собратом, Иудеей, на юге, и с царством Арам со столицей в Дамаске на севере. При этом Галилея оставалась важной тыловой базой Израиля в его борьбе с арамеями. В середине IX в. до н. э. израильские войска отправились в свой самый дальний поход, итогом которого стала победа коалиции, в которой они играли центральную роль, над армией ассирийского царя Салманасара III при Каркаре (совр. Турция). Но уже в следующем столетии ситуция кардинально изменилась. Резко усилившаяся Ассирия превратилась в первую в истории мировую державу. Сначала Галилея, а затем и другие части Израиля, стали ее провинциями, а еврейское население подверглось тотальному выселению. С тех пор берет свое начало непрекратившийся до сего дня поиск "десяти потерянных колен".
На последнем этапе библейской эпохи Галилея ненадолго вошла в состав Иудеи. Двухколенное царство пережило своего северного собрата на 130 лет, после чего само стало жертвой очередного претендента на мировое господство - Вавилона. Вся страна, включая Галилею, снова подверглась разорению и изгнанию населения.
Эпоха Второго Храма (516 г. до н.э. - 70 г. н.э.)
Опустошенная страна долгое время оставалась не заселенной. После образования Персидской империи Ахеменидов, на Средиземноморском побережье обосновались стратегические союзники персов, финикийцы. Но в глубине материка их влияние было ничтожным. Нам точно не известно, когда евреи снова вернулись в Галилею. Ясно, что они появились в этих местах уже после того, как был отстроен второй Иерусалимский Храм. Крестьяне, заселившие Галилею, провели в Вавилоне довольно много времени, в результате перешли на его разговорный язык - арамейский (точнее, тот его диалект, который принято называть палестинским).
    Походы Александра Македонского, а затем создание эллинистических империй Птолемеев (в Египте) и Селевкидов (в Сирии), привели к появлению в Галилее греков и греческой культуры. Большое влияние на ее жизнь стали оказывать новые греческие (точнее, эллинистические) города Скитополис, основанный на месте Бет Шеана, и Гипподамия (Сусита) на восточном берегу озера.
Но по-настоящему Галилея вернулась в историю во время восстания Маккавеев, когда отряды повстанцев, добравшиеся до ее холмов, встретили здесь родственное и сочувствующее им население. Область целиком вошла в состав возродившегося Иудейского царства, которым правили цари из династии Хасмонеев. К тому времени относится первое упоминание о главном городе Нижней Галилеи, Циппори (Сепфорисе).
Когда в 4 г. до н. э. римский ставленник на престоле Иудеи, царь Ирод, разделил свое государство на 4 части, которые передал "чертветовластникам" (тетрахам), Галилея досталась его сыну, Ироду Антипе. Сначала тот разместил свою резиденцию в богатом Циппори, потом построил для себя новый город, который назвал в честь римского императора Тиберия, Тивериадой (Тверией). Именно в этот период Галилея стала ареной событий, описанной в главной священной книге христианства - Евангелии. Благодаря этому множество небольших местечек Галилеи стали известны всему человечеству: Назарет, Кана, Капернаум, Вифсаида (Бет Цайда), Магдалла (Мигдаль, Тарихея), Кейсария Филиппа, Тивериадское озеро...
В 66 г. н.э. в Иерусалиме вспыхнуло восстание против Римской империи. Галилея стала одним из его эпицентров. Книга Иосифа Флавия "Иудейская война" сделала известными все подробности этих трагических событий и названия мест, где они разворачивались: Птолемаида (Акко), Циппори, Иотапата, Гисхала (Гуш Халав), Тарихея и другие. Вытоптанная легионами Веспасиана, потопленная в крови, Галилея практически не приняла участие во втором еврейском восстании против Рима (132-135 гг. н.э.), известное по имени его лидера, Бар Кохбы. После его подавления она стала прибежищем и местом спасения для многих его участников и, прежде всего, мудрецов, созранивших еврейскую традицию.
Страна Евангелия и Талмуда (II в. н.э. -VII в. н.э.)
Общеисторическое название этой эпохи - поздняя римская и с 324 г. - византийская. В еврейской историографии это время имеет свое имя - эпоха Мишны и Талмуда. Вплоть до мусульманского завоевания большинство сельского населения Галилеи составляли евреи, тогда как в городах сосуществовали богатые греческие и еврейские общины. В этой маленькой области параллельно, без серьезных конфликтов между собой, развивались две различные религиозные традиции.
. Множество деталей судьбы Иисуса и людей его ближайшего окружения, отсутствовавших непосредственно в Евангелии, добавило Устное Предание, записанное ранними Отцов Церкви. В нем Галилея заняла особое какобласть важных событий. Здесь, например, по одной версии, в Сепфорисе (Циппори), по другой, в местечке Рейне жили будущие родители Девы Марии, святые и праведные Иоаким и Анна. Гора Тавор была признана местом Преображения, точный адрес которого в Новом завете не указан. Добившись официального признания со стороны римских властей, христианство начало создавать в Галилее систему культа святых мест, наподобие иерусалимской, возводя часовни и церкви в адресах, упомянутых в Евангелии (в Назарете, в Кане, в Капернауме, на месте Чуда с хлебами и рыбами и других). После возникновения традиции паломничетва в Святую Землю Галилея, наряду с Иерусалимом, стала ее признанным центром.
В свою очередь, еврейские мудрецы Галилеи составляли законы, по которым следовало жить народу в условиях отсутствия Иерусалимского Храма. Центр еврейского самоуправления (резиденция патриарха и верховного суда) перемещалась по области. Первое место после восстания Бар Кохба - долина между Ушу и Шфарамом, потом Циппори, наконец, Тверия. В Циппори на рубеже II-III в. Иехуда а-Наси составил первый сборник изречений мудрецов, "Мишну", которая, в свою очередь, стала ядром более крупного свода комментариев, известного как "Талмуд". Он имеет две независимые редакции, одна из которых (Иерусалимский Талмуд) была создана в Тверии к концу V в. Кроме мудрецов Талмуда особую роль для последующей истории иудаизма сыграл рабби Шимон бар Иохай (РАШбИ), живший в пещере на склоне горы Мерон. Традиция приписывает ему авторство книги "Зоар", которая, пролежав в безвестности более тысячи лет, в конце XIII в. попала в испанию, где стала фундаментом нового еврейского учения - Каббалы.
К этому периоду относится расцвет монументального искусства, как христианского, так и еврейского. В Галилее были построены десятки церквей и синагог. Те и другие имели солидную каменную архитектуру и высоко-худо­жественные мозаичные полы. Не случайно именно эта эпоха оставила после себя наибольшее количество памятников, сделавшихся в наши дни национальными парками Израиля (Бет-Шеан - Скитополис, Циппори, Бет Альфа, Коразим, Бет Шеарим, Бар Ам и многие другие).
Под знаком полумесяца (636 - 1099 гг.).
Это время характеризуется общим экономическим упадком, медленным угасанием еврейской и христианской активности, исчезновением множества деревень, ослаблением городов. В 749 г. сильнейшее землетрясение полностью разрушило богатый Скитополис (Бет Шеан), после чего город уже никогда не возродился в прежней своей мощи.
Кресты на доспехах (1099 - 1291 гг.)
Вместе с крестоносцами в Галилею пришли западно-европейский феода­лизм с сюзеренами и вассалами, замками и военно-монашескими орденами. Когда в Иерусалиме возникло Латинское королевство, Галилея сделалась его вассальным герцогством со столицей в Сафеде (Цфате). Первым герцогом стал легендарный рыцарь Танкред Тарентский. Позже регион разделился на более мелкие владения, в том числе в Западной Галилее возник королевский домен Сканделион. Первый (и крупнейший ) замок в Галилее был построен в Цфате, затем они начали "расти как грибы". Их большое число и мощь укреплений была связана с особой ролью Галилеи, как области, расположенной на границе с владениями Дамаска.
Наибольшего ожесточенияе противостояние франков и турок достигло после прихода к власти в Египте султана Салах ад-Дина (1174 г.) и его последующего захвата всей Сирии, включая Дамаск. Некоторое время галилейские крепости (прежде всего, могучий Бельвуар) успешно отражали нападения. Развязка наступила 4 июля 1187 г., когда на поле Карней Хиттим около Тверии, где Салах ад-Дин полностью уничтожил армию короля Ги де Лузиньяна. В том же году королевство, за исключением некоторых замков, было стерто с карты. Дольше всех держался Бельвуар (капитулировал 5 января 1189 г.).
Европа ответила Третьим Крестовым походом, в котором участвовали император Германии Фридрих Барбаросса, французский король Филипп II Август и король Англии, Ричард Львиное Сердце. Но первым войну за отвоева­нияе королевства начал Иерусалимский король Ги де Лузиньян своим знамени­тым рейдом с 200 смельчаков черед Сканделион к Акко в августе 1189 г. Крес­тоносцы в войне победили, но лишь частично: королевство было восстановлено, но без Иерусалима. Новой столицей стал город Акко.
В следующем столетии Галилея была полностью отвоевана рыцарями, которые построили новые замки. Самым известным из них стал Монфор - штаб-квартира Тевтонского ордена. В 1260 г. на границах Галилеи появились монголы хана Хулагу. Они без сопротивления со стороны мусульман заняли почти всю страну, не трогая при этом владений рыцарей. Однако военная развязка наступила слишком быстро, чтобы католики успели рассмотреть в диких язычниках своих потенуиальных союзников: армия египетского султана Гуттузо разгромила монгольскую орду в долине Эйн-Харод. С этого момента дни крестоносцев в святой Земле были сочтены. Галилея была захвачена сул­таном Бейбарсом в результате двух его успешных походов (1265 г. и 1271 г.).

Окраина рыхлой империи
Два с половиной столетия правления египетских мамлюков кажутся временем без событий. Военные власти интересовали только крепости и дороги. Основным опорным пунктом в Галилее мамлюки сделали старую герцогскую крепость Цфата, а ключевая дорога проходила по долине Бет а-Керем от Акко в крепость Субейб (сегодня ее называют Замок Нимрода), оттуда в Кунейтру и Дамаск.
С 1517 г. Галилея вошла в состав Османской империи, где в разное время была частью вилайетов Сидона или Дамаска. К этому времени относится появление в горных районах Галилеи бедуинов и друзов. Но главным духовным событием этого периода стало поселение в Цфате еврейских мудрецов, изгнанных из Испании. Маленький городок в Верхней Галилее превратился в своеобразную столицу еврейского мира без границ. Здесь Иосиф Каро составил замый авторитетный сборник законов иудаизма (Галахи), "Шульхан Арух". В Цфате великий Ицхак Лурия Ашкенази (а-Ари, Аризаль) читал свои лекции по каббале. Не написав ни слова (он считал, что письменно сложные истины передать невозможно), он совершил революцию в каббале, наподобие той, автором которой в физике стал Альберт Эйнштейн. До сего дня этот уютный бело-голубой городок с его синагогами, перелетевшими по небесам из Испании, пропитанный легендами и романтикой загадочной еврейской мудрости притягивает к себе паломников и любопытных.
Кратким, хотя и ярким эпизодом еврейской истории Галилеи стало приобретение Тверии доной Грацией Мендес и ее зятем, Иосефом а-Наси, первым визирем Сулеймана Великолепного и Селима III, Тверии и их попытка возродить былую духовную жизни в городе Иерусалимского Талмуда.
Малоизвестен за пределами Галилее самый интересный фрагмент ее политической жизни: история бедуинского шейха Дагира эль-Омара, путем откупа налогов ставшего практически полновластным хозяином Галилеи (1732-1783 гг.). его основные крепости находились в деревнях Дир Ханна и Шфарам, в городах Тверии и Акко. Другой эпизод - короткий поход Наполеона весной 1799 г. Будущий император разгромил турок в Иезреельской долине, на короткое время занял Назарет и Цфат, но отступил от стен Акко.

Сионизм в Галилее
Первые сионистские переселенцы появились в Галилее в конце ХIХ в. Они мгновенно наполнили ситорию событиями, интересными именами, борьбой с ее успехами и поражениями. Первым центром поселенцев в Галилее стал городок Рош Пинна, столица владений барона Ротшильда на рубеже веков. До сих пор в долине Хула посещают ферму могучего сибиряка Дубровина, принявшего иудаизм и приехавшего в Палестину обрабатывать землю. Другим памятником первопоселенцу стала единственная в Израиле конная статуя в честь первого стража - Александра Зайда. Но настоящим символом борьбы за свою новую древнюю родину стал поселок Тель-Хай, где 19 января 1920 г. отдал свою жизнь знаменитый Иосиф Трумпельдор.
В 1948 г. Галилея стала одним из фронтов войны за Независимость Израиля. Решающие бои происходили в районе Цфата и британской крепости Наби Юша в Верхней Галилее, в Назарете и у южной оконечности озера Кинерет.

Сегодня Галилея - регион мирного сосуществования евреев, арабов и друзов. Здесь мирно соседствуют киббуцы и деревни, уютные горда и промзоны с предприятиями высоких технологий. Если долина Сахнин, населенная арабами, является центром производства отличного оливкового масла, то киббуцы Дальтон, Аммиад и другие славятся своими великолепными винами. Сегодня этот край напоминает свой собственный портрет в Библии: земля, созданная для людей.
Галилея , Израиль ; Описание города : Галилея - Мир

Галилея - северная окраина библейской Земли Обетованной. Эта область ...
3-х столетий Галилея находилась под гегемонией Древнего Египта эпохи ....
году королевство, за исключением некоторых замков, было стерто с карты.
http://www.otdyh.ru/show/city.php?id=855







Источник: http://www.otdyh.ru

Граффити – история, современность и будущее изобразительного искусства

Когда мы видим на стенах домов различные надписи, нам кажется, что подобное художество является чьей-то хулиганской выходкой.

Другие следы древних (высокоразвитых) цивилизаций

Allhimik писал(а):Вас послушать так уже получается, что по всему миру древние люди умели плавить металл.

Пять книг недели

Пять книг недели: Шефнер. Непрерывность. Стихи разных лет. СПб.: Союз писателей Санкт-Петербурга .