Конспект урока для 5 класса на тему "Древний Египет и математика"





Разработка интегрированного урока в 5 классе

Урок подготовила: Еремеева Елена Александровна, учитель математики МОУ Троицко – Сунгурской СОШ Новоспасского района Ульяновской области.

Тема урока: Древний Египет и математика

Цель урока: обобщить и систематизировать знания по математике по теме «Все действия с натуральными числами» и по истории по теме «Древний Египет», показать связь математики и истории.

Задачи урока:

образовательные:

  • повторить все действия с натуральными числами;

  • повторить формулу для нахождения периметра прямоугольника;

  • рассмотреть решение практических задач;

  • повторить основные знания по теме «Древний Египет» (основные занятия египтян)

развивающие:

  • развитие познавательного интереса к математике и истории;

  • развитие логического мышления и внимательности;

  • развитие умений рассуждать и анализировать;

воспитательные:

  • привитие навыков работы в группе.

Место урока в учебном плане: урок проводится после изучения разделов по математике «Все действия с натуральными числами» и по истории «Древний Египет»

Тип урока: интегрированный

Методы обучения: беседа, объяснение, демонстрации, практическая работа.

Формы организации работы с учащимися: фронтальная, индивидуальная, парная.

Возраст учащихся: 5 класс

Оборудование:

  • мультимедийный проектор;

  • мультимедийная презентация, подготовленная в MS PowerPoint;

  • макет пирамид.

Ход урока

Организационный момент

Этап 1. Развитие вычислительных навыков. Древний Египет и Междуречье — государства глу­бокой древности.

Учитель математики. Решив эти примеры, вы по­лучите слово.

1) 347-23-247-23; 2)157-2-5;

3) 3248 - (248 + 700); 4) 93 • 8;

5) (547 + 389) - 247; 6) 4-189-25.

Е

И

М

С

Ф

1570

689

2300

18 900

744

Учитель истории. Итак, ребята, какое слово вы получили? (Учащиеся называют слово «Мемфис».) Расскажите о государстве, столицей которого был этот город, покажите его на карте. А когда образовался Египет?

Карта Древнего Египта

(История Древнего мира для 5 класса под редакцией А.А.Вигасина)

Учитель математики. 3000 лет до нашей эры...

1. Сколько лет прошло с тех пор до нашего време­ни? Сосчитайте, сколько это месяцев?

[1) 3000 + 2008 = 5008; 2) 5008 · 12 =60096 .]

2. Скажите, сколько поколений сменилось с тех пор, если считать средний уровень продолжительнос­ти жизни равным 60 годам?.

[5008 : 60 = 83 (поколения).]

Этап 2. Решение уравнений. Основные профессии Египта и Междуречья

Учитель математики. А теперь, ребята, решив уравнения, назовите, пожалуйста, две профессии, которые были распространены в Древнем Египте. Давай­те посоревнуемся. Задания даны отдельно для дево­чек и мальчиков.

Задание для мальчиков:

а) х - 18 = 93;

б) 50x = 350;

в) 30:x =2;

г) x:25= 50;

д) 471- х = 29;

е)475 + х = 526.

А

Г

Н

0

Р

Ч

442

111

15

7

51

1250

Задания для девочек:

а) х + 27 = 115;

б) 25у = 150;

в) а : 48 = 2;

г) 54 : у = 18;

д) z - 64 = 46;

е) 585 - х = 38.

В

Е

И

л

р

Ю

6

96

100

3

547

88

Учитель истории. Далее учитель истории обращается к учащимся с просьбой рассказать о профессиях гончара и ювели­ра, назвать еще профессии, которые были распрост­ранены в Египте. Ученики кратко ха­рактеризуют эти профессии. Среди названных про­фессий должна быть профессия строителя: сооруже­ния, построенные в Древнем Египте, удивляют мир до сих пор. Что это за сооружения?

Горшечники.

Древнеегипетская роспись

Золотая маска Тутанхамона,

шедевр ювелиров

Этап 3. Профессии Египта и ма­тематика

Строительство дома.

Древнеегипетская роспись.

Большой сфинкс на фоне пирамиды

(Школьная энциклопедия /том: история Древнего мира)

Учитель математики. Итак, ребята, а какие профессии опираются на математические знания? Почему гончарам и строителям была нужна матема­тика? Сейчас мы будем решать задачи, вернувшись при этом на 5000 лет назад.

1. По моделям, которые вы получили (учитель ма­тематики раздает модели пирамид, пока ученики ра­ботают с учителем истории), найдите площадь осно­вания пирамид, выполнив необходимые измерения.

2. Вычислите площадь основания самой большой пирамиды — пирамиды Хеопса. Вспомним, каковы размеры этой пирамиды. (Учащиеся называют высо­ту пирамиды и периметр основания, об этом гово­рится в учебнике истории.)

Учитель истории. Рассказывает о пирамиде Хеопса (просмотр видеофильма)

Учитель математики. Вычислить, во сколько раз площадь основания пирамиды Хеопса больше площади основания модели.

Писец

(История Древнего мира для 5 класса под редакцией А.А.Вигасина)

Задача. Сборщик налогов принимает от земледельцев оливковое масло и наливает его в большие глиня­ные сосуды. Сколько земледельцев сдали масло, если каждый должен был сдать по 5 л, а всего было за­полнено 25 сосудов по 20 л и 15 сосудов по 30 л каждый?

(ответ: 190)

Этап 4. Исторические даты в уравнениях

Учитель истории. Знание истории — это и зна­ние основных дат.

Учитель математики. На доске — два уравне­ния. Корни этих уравнений — числа, знакомые вам из истории. Решив эти уравнения, ответьте, чем зна­мениты эти даты.

(Учащиеся решают уравнения по группам)

Решив эти уравнения, учащиеся получают корни: 1500. Затем учащиеся отвечают на воп­рос учителя истории о том, что происходило в эти годы.

Карта завоевательных походов египтян

(История Древнего мира для 5 класса под редакцией А.А.Вигасина)

Итоги, выводы, оценки.

7








Источник: http://doc4web.ru

ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА

НАВИГАЦИЯ Для историков на протяжении сотен веков названия городов Эрех (Урук), Аккад, Реховофир, Калах, Ур, Вавилон, Ниневия были просто плодом фантазии библейских авторов.

История немецкого языка

История становления немецкого языка уходит своими корнями в раннее средневековье, когда началось объединение в общий язык языков отдельных древних германских племен.

Древний Египет на английском

Англоязычный сайт про Древний Египет, пирамиды, мумии, письменность, религию: http://guardians.net/ Имеется раздел для детей (Kids).