Концептуальные основы






Историко-педагогическая периодизация развития силовых видов спорта. Чаcть I.

Физическая культура Древнего Рима - Velizariada

Физическая культура Древнего Рима. Физическая культура в государстве,
достигшем наивысшей ступени развития в эпоху древнего мира, относится к
 ...
http://velizariy.kiev.ua/avallon/igra/ancient3.htm


В ходе тренерской деятельности я достаточно часто сталкивался с явлениями, объяснение которых базировалось исключительно на моем практическом опыте и сводилось в алгоритмизации процесса подготовки и советам в формате "если нет, то..." 
Анализируя сложившуюся ситуацию, я пришел к выводу, что подготовка в любом виде спорта должна основываться на методологических, психофизиологических, педагогических принципах, в совокупности составляющих общую концепцию-фундамент, на котором можно построить "прочное современное здание". 
Не питая иллюзий по поводу собственного "первооткрывательства" вышеизложенного предположения, я обратился к специальной литературе, и обнаружил значительное количество работ, посвященных подготовке в различных видах спорта (в первую очередь олимпийских), однако спортивная подготовка в пауэрлифтинге практически не подвергалась систематизации и обобщению (действительно качественные рекомендации и исследования можно перерсчитать по пальцам). 
Таким образом возникла идея разработки системы спортивной подготовки в пауэрлифтинге, реализацию которой  считаю необходимым начать



с рассмотрение процесса развития силовых видов спорта с момента их возникновения по настоящее время, что позволяет нам выделить значимые для спортивной подготовки в пауэрлифтинге периоды: период зарождения (2,5–1,5 млн. - IV–V тысячелетиям до н. э.); период развития и распространения (III- IV тысячелетия до н. э - V - VI вв.); период стагнации (V - XV века н. э.); период формирования научных основ (XVI - XIX вв.); период оформления (XIX - XX вв.); современный период (с 2000г.).

Первый период зарождения силовых видов спорта характеризуется возникновением предпосылок к образованию школьных форм обучения и появлению физической культуры как элемента общей культуры первобытного общества. ЖЖ2
Различные стороны процесса обособления физического воспитания как специфической сферы в культурно-педагогическом развитии человечества в данный период, получили отражение в современных теориях возникновения физической культуры: теория магии (Г. Рейнак), теория войны (Э. Берк), теория излишней энергии (Г. Спенсер), теория игры (Гроос), теория труда (наиболее подробно изложена Н.И. Пономаревым), теория инициации (В.В. Гайл).
Анализ данных теорий приводит нас к выводу, что проявление физических качеств посредством использования простейших элементов физических упражнений, в том числе и с отягощениями, в той или иной степени входило во все сферы жизнедеятельности древнего человека, однако не имело организации с позиций педагогики.

Второй период развития и распространения силовых видов спорта условно можно разделить на две практически параллельно развивавшиеся культуры: ранних древневосточных цивилизаций (IV тысячелетии до н. э - VI вв.) и культуру античности (III тысячелетии до н. э – V вв.), освещаемых как историей педагогики, так и историей физической культуры.
К древневосточным цивилизациям в первую очередь относится культура Древней Шумерии, получившая дальнейшее развитие в культурах Митании, Вавилона, Ассирии, Персии, Древнего Египта, Индии, Китая.
В целом народы Древнего Востока дали человечеству бесценный педагогический опыт, создали первые в истории человечества школы, сформулировали начальные представления о воспитании и обучении, методика которого базировалась на многократном повторении.
Очевидно, данный метод использовался и в процессе физической подготовки, сочетавшейся в те времена с военной, в основе которой лежали характерные для народов перечисленных цивилизаций виды деятельности: охота, кулачный бой, стрельба из лука, борьба (борьба на поясах), плавание.
К древневосточным цивилизациям относятся и первые упоминания об упражнениях с отягощениями и о простейших тяжелоатлетических снарядах, однако все эти сведения носят достаточно разрозненный характер, что указывает на отсутствие целостной системы развития силы.ЖЖ3
Цивилизация античности дала развитие школьным формам обучения: формулировались педагогические идеи и концепции обучения молодежи, появлялись новые типы школ, формировалась система образовательных учреждений. В связи с этим, культуры Древней Греции и Древнего Рима, последовательно развивавшиеся в данный период и оказавшие значительное влияние на становление педагогики и физического воспитания в дальнейшей истории человечества, нуждаются, на наш взгляд, в более глубоком рассмотрении.
Древнегреческое осмысление духовной жизни через физическое тело или вещи стало основой для зарождения античного гуманизма, показательным выражением телесности которого было исключительное положение физической культуры в системе общественного воспитания.
Именно поэтому с VI в. до н.э., когда в Древней Греции  начала складываться система образования, цель которого заключалась во всестороннем развитии духовных и физических качеств ребенка, отраженных в соединении внешней и внутренней красоты человека (калокагахтия), физическое воспитание уже обрело конкретные формы и, наряду с духовным, нравственным и эстетическим, служило для формирования достойного члена полиса - гражданина и воина, путем его гармоничного развития, т.е. несло в себе прикладное содержание.
Известно, что греки вначале отдавали предпочтение развитию быстроты, а позднее силы. Этот факт реализуется в появлении в Древней Греции классификации физических упражнений, ставшей основой классификации современных спортивных дисциплин.
Все физические упражнения, известные в те времена, было принято называть атлетикой, при этом существовало деление её на «легкую» и «тяжелую».
Бег, различные прыжки и метания, стрельбу из лука, плавание и упражнения, развивающие ловкость, быстроту и выносливость относились к легкой атлетике.
Тяжелая атлетика состояла из кулачного боя и систем упражнений, направленных на развитие силы, которые включали в себя поднятие груза из положения на коленях, бег в воде различной глубины, применение мешков с песком, гантелей (гальтересы), весом от 1,5кг и более, представлявшим собой каменные и металлические ядра, соединенные ручками. ЖЖ4В развитии силы использовались принципы продолжительности воздействия нагрузки на организм спортсмена, систематичности данного воздействия и поэтапного увеличения его интенсивности, предложенные и опробованные многократным победителем и участником Олимпийских, Пифийских, Истмийских и Немейских игр Милоном Кротонским (VI в. до н. э.).
Техническая подготовленность античных атлетов, признававших значение работы над техникой выполнения упражнений, как по частям, так и в комплексе, учитывавших важность дополнительных движений, позволяет говорить о возникновении предпосылок ранжирования упражнений, что очень близко к существующим сегодня классификациям.
В то же время, упражнения с отягощениями не оформились в виды спорта, а использовались как один из инструментов развития силы.
Рассматривая цивилизацию Древней Греции, мы приходим к выводу, что именно здесь была создана первая достаточно стройная педагогическая система физического воспитания, основанная на идее гармонии тела и духа, получившая продолжение в Древнем Риме, в связи с чем широко распространено суждение об отсутствии самобытного характера древнеримской культуры, поскольку римляне пытались подражать классическим образцам Древней Греции.
Между тем, последние исследования говорят о самобытном характере культуры Древнего Рима, представлявшей собой определенное единство, возникшее в результате сочетания оригинального с заимствованными культурными традициями.
В целом это отражалось как в состоянии образования, так и в неоднозначном взгляде на физическое воспитание в медицине и литературе, в результате чего можно говорить о расслоении такого явления как древнеримская физическая культура, разделении его в зависимости от необходимости применения в определенных практических целях и социального статуса человека:
1. Всесторонняя физическая подготовка в военных лагерях. Именно в Древнем Риме при рабовладельческом строе была создана армия, наилучшим образом подготовленная в физическом отношении.
2. Физическая культура высшего общества, где, хотя и не повсеместно, сохранился обычай упражняться в беге, прыжках, с гантелями.
3. Зрелищные мероприятия, гладиаторские бои.
ЖЖ5 Если в Древней Греции эстетика в физической культуре играла не последнюю роль, то древнеримский взгляд на неё был более практичен: сила, а не утонченность, мощь, а не быстрота, массивность, а не красота, утилитарность, а не гармония в обыденной жизни характерны для нее.
«Сила, облеченная в величие», - вот римский идеал.
Именно поэтому на практике воплощение идей физического развития принимало в Древнем Риме жесткие, а порой и жестокие формы, а идея гармонии духовного и телесного трансформировалась в культ силы получивший отражение в боях гладиаторов - беспрецедентных по масштабам и пышности состязаниях, носивших характер народных развлечений.
Таким образом мы видим, что существовавшая в Древнем Риме философия культуры, и физической в том числе, не дали предпосылок к дальнейшему совершенствованию системы образования, однако сыграли определенную роль в распространении и сохранении наследия Древней Греции.
Подводя итог рассмотрению периода развития и распространения силовых видов спорта, мы приходим к выводу, что именно в это время происходит развитие и распространение культуры использования отдельных упражнений с отягощениями, как в прикладных целях, так и в целях реализации гуманистических идей античности.







Источник: http://powersport68.livejournal.com

Крито-минойская цивилизация

Знаменитый греческий археолог Маринатос в 1972 выяснил, что на некогда процветающую столицу острова обрушилось 2 катастрофы.

Пророчество древних Славян о конце света.

Признать эту тесную связь между санскритом и Славянскими языками (т.е. русским, украинским, белорусским, болгарским, чешским, и т.