Культура древнеегипетских представлений о загробной жизни и погребальных ритуалах.





Есть все основания полагать, что египтяне додинастической эпохи верили, что умершие возрождаются к жизни в тех же самых телах, которыми они обладали на земле, т.е. верили в материальное воскресение, и нет никаких сомнений, что погребальные подношения, которые они оставляли в могилах и гробницах, должны были служить усопшим пищей в загробном мире на весь период приспособления последних к новым условиям. 

В более поздние эпохи, несмотря на сохранение традиционных подношений, наиболее образованные египтяне отказались от веры в физическое воскрешение, и в текстах как ранних, так и поздних периодов египетской истории недвусмысленно провозглашается, что физическая часть человека остается на земле, тогда как его духовная часть обретает покой в раю.

В одном тексте говорится: “Душа твоя обитает на небесах перед Ра, твой двойник получает от богов все необходимое, твое духовное тело пребывает в славе среди духов огня, а твое физическое тело осталось в подземном мире (т.е. в могиле”).

Все имеющиеся на сегодняшний день исторические свидетельства показывают, что египтяне мумифицировали тела умерших, потому что верили, что в физическом теле растет и развивается духовное тело.

Как явствует из древних текстов, египтяне верили, что если должным образом назначенные жрецы прочитают над телом умершего предписанные книгами молитвы и совершат, соблюдая правила, все необходимые ритуалы, оно наделяется способностью развить внутри себя духовное тело, называемое саху, которое может вознестись на небеса и обитать там вместе с богами. Саху имело форму того тела, из которого оно родилось, и было бессмертно, в нем жила душа человека.

Древнеегипетские представления о составных частях человека в физическом, ментальном и духовном планах выглядят следующим образом.

1. Физическое тело, называемое кхат, т.е. тело, которое подвержено разложению и может быть сохранено только при помощи мумификации.

2. Ка – слово, которое по общему согласию ученых переводится как “двойник”. Ка представлял собой некую абстрактную индивидуальность или личность, обладающую внешностью и качествами человека, которому она принадлежала, и хотя обычно Ка жил в гробнице вместе с телом, он мог по своему желанию выходить из нее.

Предполагалось, что Ка нуждается в еде и питье, поэтому обычно египтяне тщательно следили за тем, чтобы в гробницах всегда оставалось вдоволь подношений, чтобы Ка тех людей, которые похоронены, не пришлось покидать гробницы, бродить по земле и поедать отбросы, запивая их грязной водой.

3. Ба, или душа сердца, некоторым образом связанная с Ка, в котором или с которым, она, по представлению древних, обитала в гробнице и делила погребальные подношения, хотя во многих текстах указывается, что она жила с Ра и Осирисом на небесах.

4. Аб, или сердце, было тесно связано с душой и считалось источником как животной жизни, так и добра и зла в человеке. Сохранению сердца человека придавалось огромное значение, ведь во время Суда это единственная часть тела, которая подвергается специальной проверке.

5. Кхаибит, или тень, была тесно связана с ба, или душой; она, по-видимому, питалась подношениями, оставленными в гробнице того человека, которому она принадлежала.

6. Кху, или душа духа, она считалась эфирным существом, т.е. по сути, той самой Душой, которая не может умереть ни при каких обстоятельствах; кху обитала в саху – или в духовном теле человека.

7. Секхем, или сила, которую мы можем рассматривать как жизненную энергию человека; секхем обитала в раю среди кху и духов.

8. Рен, или имя, ради сохранения которого египтяне принимали чрезвычайные меры предосторожности, ибо, согласно распространенному в те времена верованию, если человеку не удавалось сохранить имя, он переставал существовать.

9. Саху, или духовное тело, которое служило обиталищем души. Оно развивалось из физического тела с помощью молитв и ритуалов, исполняемых у могилы или в каком-либо другом месте должным образом назначенными и безукоризненно знающими свое дело жрецами, было вечным и не подвергалось разложению.

Жрецы читали над умершим во время процесса его мумификации Главы из Книги Мертвых, которые должны были открыть ему путь к вечности счастливой жизни, дать ему все, чего он только может пожелать в загробном мире, обеспечить ему победу над врагами, сохранить в неприкосновенности его мумифицированные останки и, наконец, позволить его душе достичь царства Осириса.

Египетские боги - Мифы и легенды народов мира

Египетские боги .... Ему приписали роль творца мира и создателя всех богов.
... Тот помогает Осирису вершить суд в загробном царстве, записывая ...
http://www.legendami.ru/bod/egypt/egypt11.htm

Суд над умершими происходил в Зале Суда Осириса; судьей был сам Осирис, которому помогали боги, составлявшие его совет. Суд над каждым усопшим, очевидно, происходил вскоре после его смерти; те, кого суд признавал виновными, сразу же отдавались на съедение Пожирателю Мертвых и прекращали существовать; те же, за кем суд не находил никакой вины, вступали в царство Осириса, где обретали вечную жизнь и счастье.

Главные боги Древнего Египта


Амон –Царь богов, покровитель фараонов. Со временем отождествлялся с богом-солнцем Амон-Ра.

Анубис – Бог мертвых, хранитель гробниц и захоронений.

Атон – Солнце — короткое время считался верховным и единственным богом.

Хатор – Богиня-небо — позднее богиня-корова, богиня любви и танцев, принцесса подземного царства и возлюбленная звезд.

Гор – Бог Нижнего Египта; бог-небо.

Исида – Царица богов, великая богиня-мать. Богиня земледелия и плодородия.

Хнум – Древнеегипетский бог Верхнего Нила; создатель богов, людей и вод.

Тот – Бог-луна — впоследствии бог учения и мудрости; создатель письменности.

Осирис – Бог плодородия и земледелия — впоследствии верховный бог Египта вместе с богом Ра и бог мертвых.

Себек – Бог-вода — иногда отождествлялся со злом и смертью.

Пта – Бог мертвых; бог созидания и плодородия.

Сет – Бог суховеев; неистовый и зловещий, он был убийцей Осириса.

Ра – Бог-солнце, верховный бог государства в Древнем Египте, царь богов.







Источник: http://www.caringheartsofpeedee.com

Мифы о Хнуме

боги и богини Древнего Египта Хнум - демиург, сотворенный, а не рожденный. И если Ра сотворил мир, то Хнум создал жизнь, придал ей форму и наделил дыханием.

Как в Древнем Египте делали тест на беременность?Как определяли,кто родится:мальчик или девока?

Любопытные факты из истории диагностики беременности Древнем Египте! В дошедших до наших дней древнеегипетских папирусах есть сведения об интересных способах определения беременности и пола будущего ребенка.