Об истории, тканях, моде и ... Древнем Египте





Древний Египет – великая страна, подарившая миру великие открытия и великих людей: Клеопатра и Хеопс, Нефертити и Тутанхамон – эти имена известны всем. Древние говорили: «Все боится времени, а время боится пирамид».

Нефертити (конец XV – начало XIV в. до н. э.) - неофициальная правительница Египта, жена фараона Эхнатона – происходила из знатного рода и являлась близкой родственницей царя, однако не его сестрой, что почиталось в Египте за идеал супружества. Была прекрасна внешне и столь же умна.1

Итак, Древний Египет. С конца IV тысячелетия до н. э. он уже был централизованным рабовладельческим государством, во главе которого стоял фараон, обладавший неограниченной властью. Природные условия долины Нила влияли на обособленность древнеегипетской культуры, развитие которой шло медленными темпами. Это сказалось на формировании всех сторон жизни, в том числе и на устойчивости одежды египтян: в четвертом тысячелетии она остается такой же, как и во втором.
Общий вид и каждая деталь одежды подробнейшим образом продуманы, здесь нет ничего случайного. Фигура человека, как и одежда, в египетских памятниках всегда точно геометрически стилизована.
Благодаря специализации ремесел текстильное производство Египта добилось больших успехов. Вырабатываемые ткани из шерсти, хлопка и льна были разнообразны по цвету и по текстильным рисункам. Одежда становится сословным признаком.

ОДЕЖДА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА
«... Одеяние на тебе да будет из виссона, умащайся дивными, истинными мазями богов. »
«Книга Мертвых», эпоха Среднего царства

Период Древнего (3000-2400 гг. до н. э.) и Среднего (2400-1710 гг. до н. э.) царства

Самой главной чертой одежды того времени была простота. Основная масса мужчин городского и деревенского населения знала только одну одежду – простую набедренную повязку из неширокой полосы ткани, которую обертывали вокруг бедер и укрепляли поясом, туловище было свободно от одежды. Этого было достаточно для жаркого климата.
Еще более простым и близким к одежде первобытных народов был костюм рабов: он состоял из небольшой набедренной повязки из кожи или грубого полотна.
Такой же простой была в эпоху Древнего царства и женская одежда, очень похожая на наш сарафан. Это была рубашка, сшитая из двух прямоугольных полотнищ, с двумя (закрывающая всю грудь – для скромных) или одной (закрывающая половину груди – для любителей «легкой эротики») широкими лямками. Она представляла собой как бы тесно облегающий «футляр» (позднее эта одежда стала называться «калазирис»).9 Ее носили и члены семьи фараонов, и рабыни. Различие социального положения сказывалось не в покрое, а в качестве ткани: знать носила одежду из тонкого полотна, а крестьянки и рабыни – из грубого.
Украшать одежду имели право лишь сильные мира сего – короли, боги и их свита. Набедренное прикрытие у них было мягко собрано в складки, украшено цветными поясами, а его передняя часть расширялась книзу в виде треугольника, украшенного геометрическими узорами. Однако, на некоторых произведениях искусства эпохи Древнего царства встречаются изображения фараонов в простом гладком переднике (это были, наверное, фараоны-демократы или фараоны, не следящие за модой. – Прим. автора).4 
Одежда жрецов была украшена богатым поясом, но особую роль в ней играла шкура леопарда, которую жрец надевал во время богослужения.
Прически и головные уборы особенно подчеркивали сословные ранги. Так, например, искусственная борода у мужчин указывала на их принадлежность к знатному сословию. Самую длинную (к тому же, золотую) бороду носил фараон.

Многие из фараонов умирали, не достигнув 20-летнего возраста, поэтому искусственная борода была им просто необходима.3

Головные уборы могли носить только члены царской семьи. Высокие царские короны и чепцы в полном смысле слова указывали на «высочайшее» положение египетских государей.
В то же время все свободное население Древнего Египта носило парики из растительного волокна, они заменяли египтянам головные уборы и предохраняли голову от солнечных лучей. Форма и размеры париков указывали на социальное положение человека.
Однако, все меняется. В конце Древнего царства начинают видоизменяться и формы одежды, возникшие на заре египетской культуры. Разнообразие нравится всем, поэтому египтяне стремятся украсить свою одежду первыми, пока еще робкими драпировками и плиссировками. Появляются новые, более сложные формы: на многих памятниках искусства Среднего царства поверх схенти изображены длинные передники из тонкой ткани. Их делали из прямого куска материи и слегка драпировали. Подобным образом изменился и женский костюм. Хотя следует отметить, что драпировки в эту эпоху еще не отличались многообразием и вычурностью.

Новое царство (1580—1090 гг. до н. э.)

Этот период характеризуется новой стилизацией одежды, с еще большей роскошью и разнообразием красок. Привлекательность и очарование становятся обязанностью и правилом египетских канонов моды. Аристократический костюм отличает использование тончайших тканей разнообразных расцветок, обилие золотых и эмалевых украшений и появление большого количества плиссировок. Теперь для аристократической верхушки и жрецов изготовляется преимущественно одежда из прозрачных льняных и хлопчатобумажных тканей, не уступавших нашему современному шелковому газу. Ткани не только окрашивают в самые разнообразные цвета, но их вышивают сидонские рабыни.
Стремление к узким, облегающим тело одеждам сказывается даже в драпировках, которые обычно скрепляют в нескольких местах: Нижняя часть одежды плотно облегает икры, не позволяя делать большие шаги.11

Идеалом египтянки считалась высокая, стройная, плоская брюнетка с тонкой талией и широкими плечами.

Впервые в истории человечества для такого рода одежд создается манекен; об этом мы можем судить по раскопкам гробницы фараона Тутанхамона.

Мумии египетских фараонов в саркофагах заворачивали и накрывали льняными покровами. Когда была найдена гробница Тутанхамона, началась длительная процедура снятия пелен и бинтов с мумии. Между слоями покрова было обнаружено много амулетов, а на самой мумии были надеты различные предметы царского одеяния. Костюм фараона состоял из 143 предметов!2

Если вы думаете, что одежду стиля «унисекс» изобрели в наше время, то вы глубоко заблуждаетесь. Древний Египет – вот ее родина.

Уже в те далекие времена происходит процесс сближения форм женской и мужской одежд. Калазирис, положенный до сих пор только женщинам, носят теперь и мужчины. Новой частью одежды является теперь верхний плащ. Собственно, это как бы шаль, мягко собранная в складки и перекрещенная на груди, отчего образуются рукава. Изящная египетская одежда по своей форме напоминала стилизованный цветок лотоса.
На форму одежды, на ее декоративную сторону древние египтяне обращали большое внимание, но обувь их была очень простой – это примитивные сандалии из кожи или тростника, которые следовало снимать в присутствии высочайших особ. Часто египетское искусство изображало людей босыми, по-видимому, обувь надевали только при выходе из дома.

Интересно: почему «вьетнамки» назвали вьетнамками, а не «египетками», например?

В условиях жаркого египетского климата косметика и уход за телом играли такую же значительную роль, как и одежда. Тело смазывали, а лицо румянили. Египтяне гримировались, как мужчины, так и женщины, и согласно установленной традиции подкрашивали глаза, брови и губы. Многие секреты Клеопатры в области ухода за лицом и телом дошли и до наших времен.
Египетский костюм дополняли разнообразные украшения.12 Египтяне знали чеканку и гравировку, они умели обращаться с драгоценными камнями и их заменителями. Именно в Египте возникли все виды украшений из драгоценных камней (перстни, броши, браслеты, ожерелья, серьги, диадемы из золота и эмалей). Беднейшие слои населения носили украшения из стеклянной пасты и глазурованной глины.
Египетское ювелирное искусство, как со стороны техники, так и художественной выразительности, собственно никто и никогда не превзошел. Оно положило начало и нашему сегодняшнему ювелирному искусству.
Египетская мода почти во все времена была привлекательна своей таинственностью и стариной, а в наше время она пережила свое возрождение. Общая линия египетской моды привлекла сторонников хиппи – своим единством тела и одежды, идеалом стройной, плоской фигуры с длинными ногами, стилизацией головы и прически, броской гримировкой лица и изящным подчеркиванием некоторых открытых частей тела.13

Модные тенденции тканей Древнего Египта (3000-1090 гг. до н. э.)

Древний Египет - отец современной моды - ЭТАЛОН РОССИИ

13 ноя 2013 ... Всем известно одно из чудес света – египетские пирамиды. Но не каждый
знает,. что египтянам мы обязаны фасонами и деталями ...
http://etar.ucoz.com/publ/ehstetklub/moda/drevnij_egipet_otec_sovremennoj_mody/59-1-0-579

Первоначально одежду изготовляли из одноцветного льняного или хлопчатобумажного полотна. На протяжении столетий расцветки тканей становились все разнообразнее. В эпоху Древнего царства египтянам были уже известны красный, голубой и зеленый цвета. С развитием ремесла появляются желтый в различных оттенках, коричневый и яркий бирюзовый.
Модными считались ткани с рисунками в горизонтальную и вертикальную полоски. Позднее знатные египтяне стали носить костюм из белого плиссированного полотна, через которое просвечивалось тело.
Многие художественные элементы, зародившиеся в древнеегипетской одежде, в дальнейшем получили свое развитие и в других культурах, вошли в европейский костюм и отчасти продолжают существовать в нем и в наше время.

Модные тенденции коптских тканей (IV-XIIвв.)

Копты - так называлось население христианского Египта.

Коптское искусство охватывает IV-XIIвека. Впитав в себя художественное наследие Древнего Египта, Греции, Рима, Сирии, оно превратилось в своеобразный сплав языческих и христианских представлений. Самая известная область этого искусства – ткачество.

Раскопки археологов поселка в Фиванском некрополе времен правления Эхнатона (XIVв. до н. э.) показывают, что ткали там не только женщины, но и мужчины – остававшиеся дома старики и мальчики, а в свободные дни и взрослые мужчины.

Мастера использовали разные материалы: коноплю, хлопок, шелк, но чаще – лен и шерсть. Прочные льняные нити служили основой, а легко поддающиеся окраске шерстяные – утком. Комбинируя нити разных цветов, ткачи создавали разные изображения.15

Коптские мастера применяли все известные в то время техники ткачества: гобеленную, петельчатое плетение, вышивки, брошэ (предполагает наличие цветной уточной нити для получения несложных геометрических орнаментов), набивные рисунки.

Из тканей делали одежду (туники, плащи), покрывала, занавесы и предметы разнообразного назначения. Открыли коптские узорчатые ткани более ста лет назад. В музейных и частных собраниях мира хранится до 150 тысяч фрагментов коптских тканей. Фонд Эрмитажа (Санкт—Петербург) насчитывает более трех тысяч образцов.
Большинство дошедших до нас коптских тканей является одеждами или частями одежд (туник и плащей), некоторые же ткани представляют собою большие завесы, которые часто употреблялись как саваны для завертывания трупов, чем и объясняются их находки в погребениях.
Туники были распространены во всем Средиземноморье. Женские были длиннее и шире мужских: у мужчин они обычно доходили до колен, а у женщин спускались до земли. Туника делалась с длинными рукавами или совсем без рукавов.
Верхняя одежда представляла собой нечто вроде плаща или шали прямоугольной формы. Узкие стороны плащей украшались полосами и заканчивались бахромой. Считается, что эта та верхняя одежда, которая называлась у римлян «паллиум» и могла служить и плащом, и покрывалом для ложа. Некоторые из подобных тканей могли быть завесами, употребленными в качестве погребальных пелен.
Наиболее распространенным сырьем как для одежды, так и для тканей другого назначения был лен. Для ткачества узора употреблялась цветная шерсть. Туники, сотканные целиком из шерсти, в большинстве случаев относятся к более позднему времени (VI-VII вв.), хотя шерстяные ткани были в употреблении в Египте много раньше и были найдены еще в погребениях римского времени. Шелк встречается гараздо реже, главным образом в виде нашивных украшений на туниках VI-VII вв. По технике ткачества в большинстве случаев коптские ткани представляют собой полотна с вотканными или нашитыми узорчатыми украшениями.
Для воспроизведения на тканях текстильных узоров чаще всего применялась гобеленовая техника, т. е. такой способ ткачества, при котором нить цветного утка, образующего узор, ходит вперед и назад лишь по тому участку, где данный цвет требуется по рисунку.16
На одеждах IV-V вв. эти орнаментальные вставки ткались одновременно с основной полотняной тканью. Тканье полотна доводилось до края предназначенного под узор участка, на котором подготовлялась основа для узорчатого тканья: нити группировались по две или по три, часть нитей основы совсем выпускалась. Затем начиналось тканье узора цветной шерстью и одновременно продолжалось тканье полотна, причем уток, дойдя до края узора, либо поворачивался обратно, либо перебрасывался через него с оборотной стороны. Крайняя нить основы поочередно захватывалась утком узора и полотна во избежание прорехи между этими двумя частями. Шерстяной уток прибивался настолько плотно, что совершенно скрывал под собой нити основы.
Значительная часть тканей украшена одноцветными пурпурными изображениями, причем детали узора даны тонким линейным рисунком. Он наносился в процессе тканья при помощи особой иглы, которая перебрасывала льняную нить в нужном направлении поверх уже затканных частей узора и закрепляла ее, захватывая незатканные нити основы.
В VI-VIIвв. узорчатые части ткались отдельно и затем нашивались на одежды. Для этой цели, по-видимому, существовали специальные небольшие рамки, на которые натягивалась основа из толстых нитей.
Особую группу составляют махровые ткани, поверхность которых покрыта длинными неразрезанными петлями. При выделке подобных тканей также применялось полотняное переплетение, но здесь через определенное количество рядов утка пропускался дополнительный уток, который через каждые 4-5 нитей основы выводился на лицевую поверхность и обвивался вокруг специального стержня, образуя петлю. Петли эти, свисая, совершенно покрывают собою ткань. Длина петель различна: ткань, покрытая мелким ворсом, употреблялась для туник, длинные же петли встречаются чаще на плащах и завесах. Для узора и здесь применялась цветная шерсть.
Благодаря техническим особенностям данного способа ткачества эти узоры имеют внешнее сходство с мозаикой. Они образуются комбинированием цветных петель. Эта техника применяется главным образом для крупных узоров и для изображения целых сцен на декоративных тканях.
На коптских тканях встречается также прием, который лежит в основе техники «брошэ», а именно цветной уток, проходящий через весь участок узора, появляется на поверхности лишь в тех местах, где это требуется орнаментом; не переплетаясь с основой, он перебрасывается через несколько нитей и уходит опять на оборотную сторону. В этой технике встречаются довольно простые, главным образом геометрические узоры, чаще же всего так ткались полосы со светлым узором на темном фоне, которые в VI в. Обшивались края ворота и рукавов туники.
На всех перечисленных видах тканей встречается полотняное переплетение. Шерстяные же и шелковые ткани с повторяющимся узором отличаются от них как переплетением, так и количеством одновременно работающих утков.
Двуцветные шерстяные ткани ткались двумя утками на двух основах, одна из которых служила связывающей основой, другая – основой для узора. Тот или иной уток появлялся на поверхности ткани по мере надобности, а затем уводился на оборотную сторону: таким образом, на одной стороне получался светлый узор на темном фоне, ана другой – наоборот. На шелковых тканях применялись в большинстве случаев также две основы и несколько утков. Обычно это были ткани саржевого переплетения, при котором уток покрывает две нити основы и проходит под третьей; в следующем ряду делается сдвиг на одну нить; первая из двух покрытых нитей остается наверху, две следующие покрываются утком. При таком переплетении получалась ткань с диагональным рисунком на поверхности. В зависимьсти от требований цветного узора тот или другой уток выводился на поверхность. При двух утках узор получался, как и на шерстяных тканях, темный на одной стороне ткани и светлый – на другой; при нескольких утках на оборотной стороне узор неотчетлив.

Вышивка встречается на поздних тканях (VI-VII вв.) и в описываемый период, но по-видимому, большого распространения не имеет.

Интересную группу представляют ткани, на которых узор получен с помощью техники резервирования (древний прототип современной резервной печати). Это шерстяные или льняные ткани полотняного переплетения со светлым узором на фоне красного, синего или зеленого цвета. Способ окраски, предположительно, заключался в следующем: весь узор покрывался с обеих сторон ткани каким-либо составом, предохранявшим от краски (возможно, что это мог быть воск или глина). После нанесения этого состава ткань погружалась в жидкий красящий раствор, и таким образом фон окрашивался в желаемый цвет. После просушки состав, наложенный для предохранения узора, снимался.

Древним египтянам было известно многое из того, что открыто современной наукой только за последние десятки лет. Спустя четыре тысячелетия текстильные краски Древнего Египта сохраняют первоначальную яркость. Французскими специалистами с помощью лазерного спектрометра была исследована синяя краска из саркофага, хранящегося в одном из музеев Гренобля. Ученые установили, что для изготовления синей краски древние египтяне использовали белый песок, известь и малахит. При этом они отлично знали, в каких пропорциях смешивать отдельные компоненты и при каких температурах идет процесс окисления.

В то время наиболее распространенным был так называемый пурпурный цвет, оттенки которого варьируются от синего и темно-фиолетового до коричневого и красного.

Настоящий пурпур добывали из одного вида улиток, которые обитали на Средиземноморском побережье в Финикии.

Так как настоящий пурпур был дорог и не всем доступен, то в Египте его стремились заменить более дешевой и доступной, по местным условиям, растительной краской. В рецептах древних папирусов, один из которых хранится в Стокгольме, другой – в Лейдене, приводится ряд красителей растительного и животного происхождения. Указываются способы приготовления краски для получения желаемого оттенка и приемы предварительной обработки материала, подлежащего окраске. В большинстве случаев рекомендуется применение протравы.
Коптские ткани создавались на протяжении почти тысячи лет. Через образы античной и христианской мифологии, воплощенные в этих замечательных памятниках, мы имеем возможность познакомиться с художественными вкусами древнейшего народа, жившего в далекую эпоху.14

P.S. Еще недавно жители Борну в Судане, дабы «не упасть лицом в грязь» и отличиться перед гостями, напяливали на себя все запасы своих одежд. Надев на себя все, хозяин превращался в гигантский тюк материи. Но вот заканчивался прием, гости расходились, хозяин снимал с себя абсолютно все и ходил голым. Ничего не поделаешь, традиции!

рыболовный магазинрыболовные снасти






Источник: http://www.podium-lex.com

Чатал-Гуюк

(из серии "Древняя Анатолия") Авторы проекта - Юлли и tmt Выражаем благодарность за неоценимую лингвистическую помощь Lusor'у Чатал-Гуюк - древнейший город в Анатолии.

Ученые Южной Кореи обнаружили самые древние останки динозавра

Ученые Южной Кореи обнаружили самые древние окаменелые останки зауроподов - гигантских четвероногих динозавров.

Древний знак

Древний знак Самым первым знаком, который дошёл до наших дней и широко используется сейчас, является трезубец.