Прохладные часы или аптека, врачующая от уныния, составленная из медикаментов старины и новизны





Typing
Римский Форум




Для людей, мало знакомых с историей Древнего Рима, не читавших книг про цезарей и далеких от архитектуры, Римский Форум вряд ли будет самым ярким впечатлением в городе. Для тех, кто имеет смутные представления об этом месте (как я перед приездом в Рим) могу пояснить, что Форум – это и само пространство под открытым небом, и здания, храмы, колонны и арки, обрамляющие вымощенную плитами Via Sacra – Священную дорогу. Сейчас Форум – это живописные развалины и остатки колонн.

Как написали развеселые американцы в путеводителе Lonely Planet, Форум был для римлян shopping mall’ом, а также «административным и религиозным центром – все в одном… Сейчас это, однако, руины, так что приготовьтесь использовать свое воображение или присоединитесь к экскурсии с гидом». Что ж, большинство посетителей следовало второму совету – со всех сторон раздавались вавилонские речи, а толпы людей со скучающими лицами ковыряли носками туфель пыль на Священной Дороге.
Я же громко зачитывала абзацы из путеводителей, забегала за камни с именами, известными всему западному миру и заглядывала в лица туристов, пытаясь угадать, откуда они и как реагируют на информацию.

…Рассказывать все подробности о каждом камне Форума скучновато – камней там в изобилии, а историй на каждого столько, что можно писать отдельную энциклопедию. Лучше же всего просто вглядываться в живописные обломки, по возможности избегая жгущих солнечных лучей и орд туристов, и выбирать отдельные, самые интересные истории про древние сооружения и вспоминать все увиденные когда-либо фильмы и картины про Древний Рим. Ходить и представлять себе римлян в пурпурных тогах, триумфальные шествия с виновниками торжеств в лавровых венках, едущих на колесницах. Сенаторов, заседающих в Курии, уважаемых всеми весталок из соседнего храма; преступников, встречавших их по пути к месту казни и помилованных только из-за этой счастливой для них встречи; страшные истории про тех же весталок, не захотевших хранить почетную девственность на протяжении 30 лет и оттого закопанных в землю живьем. Арку Тита с выгравированном семисвечником и другими храмовыми святынями из разрушенного Титом Храма в Иерусалиме; арку Септимия Севера с другой стороны Виа Сакра…

Но не буду мучить вас подробностями, а просто скажу, что тут можно вспомнить все, когда-либо услышанное про Рим, все затертые клише и приевшиеся названия будут как нельзя кстати. Даже американские фильмы про Рим, где римлянки ходят с лицами домохозяек из Айовы, дворцы сделаны из пенопласта, а сенаторы выглядят как рекламирующие KFC пузатые мужчины в костюмах цыплят, - подойдут! Потому что настоящий Форум красив и великолепен, и сколько раз ни смотри на фотографии, картины и фильмы – вид настоящего Форму и его окрестностей не сможет наскучить.

Римский Форум!

























По соседству с Форумом и Палатином стоит знаменитый Капитолийский холм, который, впрочем, не так уж сильно меня впечатлил – скорее всего потому, что силы радоваться красоте и удивляться ей все-таки лимитированы. Основная часть холма – Капитолийская площадь (Piazza del Campidoglio), над созданием которой потрудился знаменитый Микеланджело. Посреди площади стоит статуя Марка Аврелия на коне – правда, копия, а оригинал, так же как и многие другие сокровища и просто ценные старинные вещи Рима, хранятся в здании на той же площади. Позади памятника стоит Палаццо Сенатори - Palazzo Senatori – Дворец сенаторов. Поначалу, когда созывался совет городского самоуправления, всех его членов (56 человек) назвали сенаторами, но потом сенатор остался лишь один, который стал выполнять функции городского главы. Перед Палаццо журчит фонтан Минервы со статуей богини в центре.

Но вернемся к Марку Аврелию: этой статуе повезло: видимо, лицо царственного мужа не имело особых примет, а может быть, скульптор не изобразил их; также может быть, что, по мнению скульпторов, все царственные мужи выглядят более или менее на один лад – кто скажет – вот только статую Марка Аврелия не уничтожили как языческого идола во времена суровых Средних веков только лишь потому, что перепутали его с императором Константином. Статуя пережила тяжелые времена во дворе папского дворца в Латеране, а после, когда в лицо бородатому мужчине все-таки заглянули и разглядели его, никто не возражал против языческих предводителей, и Марка Аврелия поставили на его изначальное, продуманное Микеланджело, место.

Осматривая конную статую, я выставила максимальное разрешение на фотоаппарате, подумывая, не предложить ли это фото в мой фитнес клуб, названный в честь этого императора и философа.

Марк Аврелий:



Около Палаццо Сенатори стоит памятник знаменитой Капитолийской волчице - Lupa Capitolina – с младенцами Ромулом и Ремом. Бронзовых младенцев в 65 году сожгло молнией, и гораздо позже, когда попорченную статую передавали на площадь, папа приплатил немного денег для восстановления основателей Рима. Впрочем, то, что находится на площади, тоже не оригинал, а копия.




Два дворца по бокам площади – Палаццо Консерватори (Palazzo dei Conservatori) и Палаццо Нуово - Palazzo Nuovo – один из самых старых (если не самом старый) музей мира, куда могла наведываться обычная публика.
За Палаццо Консерватори можно отыскать обломки огромной статуи императора Константина и опять же толпу туристов – их объектом была огромная кисть руки императора с поднятым указательным пальцем, в которой я тут же узнала обложку путеводителя Lonely Planet. Палец особенно облюбовали наши соотечественники, фотографирующиеся на нем поодиночке, попарно и группками.
Именно из-за этого фотографировать облепленный любителями туризма палец я не стала и немного с удовольствием поворчала по поводу громких шуток и интересов путешествующих толпами и автобусами соотечественников.

Поворчав, я вышла на площадь к ступеням лестницы Cordonata – ее тоже делал Микеланджело. Справа и слева на лестнице стояли статуи, как уверял путеводитель, Кастора и Поллукса, а на пьедесталах я снова увидела надпись, которую можно встретить в Риме почти везде: на триумфальных арках, люках водостоков, щитках на стенах домов и прочих неожиданных местах: S.P.Q.R.

Статуя Кастора (или Поллукса?):






Позе я узнала, что эта аббревиатура расшифровывается как Senatus Populus Quіrіtіum Romanus или Senatus Populusque Romanus и переводится как «Сенат и граждане (или люди) Рима. Эта надпись была на штандартах римских легионеров еще в эпоху республики и означала Рим и народ, который надо защищать.

…Если пройти вверх по крутой лестнице, наполовину спрятанной за зданиями, можно прийти с Капитолийской площади к церкви Санта-Мария-ин-Арачели (или Аракели?) (Santa Maria in Aracoeli). Церковь эта очень популярна в Риме: в Средние века здесь, как до этого – на Форуме – проходили собрания. Сейчас многие приходят сюда посмотреть на старые фрески, мозаики, роспись и картины, а также поклониться и попросить о здравии и исцелении от хворей статую младенца Иисуса, сделанную из дерева Гефсиманского сада.
К сожалению, нам не удалось как следует рассмотреть все чудеса этой церкви – в это время там шло венчание. Народу было немного, и можно было тихонько усесться на стулья задних рядов и наблюдать церемонию.
Как и все виденные мною торжества, сборища и церемонии в Италии, зрелище сильно напоминало фильм «Крестный отец» - упитанные черноволосые девушки в розовых шелковых платьях, резвящиеся дети, одеваемые в костюмчики явно не чаще двух раз в год, пожилые родственники, жестикулирующие не менее жарко и отчаянно, чем молодежь, смех и тот ни на что не похожий итальянский певучий говор, а также – вот уж совсем странно! – звуки тарантеллы. В церкви тарантеллу никто, конечно, не играл и дети сидели смирно. Дородная невеста в облаках тафты и атласа аккуратно выполняла все сложные процедуры таинства: с трудом вставала на колени, опираясь на пошатнувшегося жениха, вставала снова и тихо проговаривала положенные слова.

Спустившись с еще более крутой лестницы, мы отправились дальше – в сторону (тут я представляю, как покривятся настоящие знатоки Рима) – да-да, в сторону Пьяцца Навона, фонтана Треви и Пантеона.

Еще одно античное сооружение, поразившее меня своей мощью, объемом и величавостью, - Пантеон.
Туристы наши Пантеон не очень жалуют – на фотографиях он получается не живописно, особенно если на первом плане, как обычно бывает на любительских туристических фото, стоит глава семейства в одной из фигур русского народного танца – то есть подбоченясь, выпячивая изрядное пузцо вперед и с ухарским видом раскрасневшегося лица. За ним обычно виднеется купол и серая стена Пантеона – нет, совсем не красиво, это правда.

Пантеон не поддается любительскому фото. Пантеон- то есть храм всех богов – огромен – высота его 42,7 метра (кстати, диаметр его купола ненамного больше – 43 метра, а толщина стен достигает 6м!) Окон в здании нет, и только сверху, в центре купола находится Окулюс – «Глаз» - девятиметровое отверстие, через которое проникает свет – в достаточном количестве, чтобы было светло внутри.
Как известно, Пантеон в первом его виде построили еще при Агриппе – на «новом» здании, достроенном в 125 г. н.э., так и написано: «M.AGRIPPA L.COS. TERTIUM FECIT» (Марк Агриппа, сын Луция, трижды консул, сделал).

Сделал, надо сказать, на славу: по легенде, никто не знал, как же достроить купол к такому огромному сооружению, поэтому все пространство храма изнутри засыпали землей, в которую подмешивали золотые монеты. Когда купол был достроен, народу рассказали о примеси, и землю (вместе с монетами) трудолюбивые жители округи вынесли в кратчайшие сроки.

В 7 веке языческий храм переделали в церковь Святой Девы Марии и Святых Мучеников, и опять же с размахом: папа Бонифаций IV распорядился перевезти туда 28 телег с останками святых христианских мучеников.

Даже для самого архитектурно непросвещенного зрителя Пантеон – явно выдающееся сооружение. Студенты МАрХИ и дружественных ему заведений усиленно изучают пропорции и гармонии Пантеона, не зря – привычное удивление тому, как более 2000 лет назад это великолепное здание удалось построить, не дает покоя попавшим внутрь.

Пантеон:






Отверстие в крыше Пантеона:








Источник:
http://prophetesse.livejournal.com

Введение в искусство кулачного боя Шаолиня

Рука — поистине драгоценный инструмент человека, используемый во всех видах творческой деятельности, а кулак — оружие, созданное природой, которое всегда при нем и умелое владение которым зависит от самого человека.

Путинид Из-Селигера

ПИСЬМО ПУТИНИДА КУРАЕВУ 1. Путинид шлёт привет Кураеву, понтифику. 2. Слышал ли ты, Кураев, что о тебе рассказывают на форуме?