Рябушкин Андрей Петрович





Художник русской исторической живописи,
родился в 1861 году в селе Борисоглебском близ Воронежа -
умер после болезни в 1904 году в усадьбе Дидвино, Новгородской губернии.

Хрупкий и болезненный, «словно носящий в себе какую-то тайну», «человек большого таланта и больших, скрытых страстей» (М. В. Нестеров), художник Андрей Петрович Рябушкин создал картины, в которых в поэтической форме и со свойственным ему природным чувством декоративности представил быт Древней Руси.

Родился Рябушкин в семье крестьянина-иконописца. Четырнадцати лет остался сиротой. Художественные и музыкальные способности его проявились очень рано. Благодаря счастливому случаю, в 1875 году он оказался в Московском училище живописи ваяния и зодчества: МУЖВЗ (1875-1882), где преподавали художники В.Г.Перов, И.М.Прянишников, Е.С.Сорокин. Студент-живописец Андрей Рябушкин отличался своим талантом и работоспособностью. После смерти своего учителя, В. Г. Перова, Рябушкин продолжил обучение в императорской Санкт-Петербургской Академии художеств: АХ (1882-1890). Работы его неизменно отмечались наградами, он иллюстрировал знаменитые журналы «Нива», «Всемирная иллюстрация», «Исторический вестник», любил и выделял исторический жанр, однако за дипломную картину «Снятие с креста» (1890) Рябушкин не получил большой золотой медали по той причине, что отступил от первоначально утвержденного Советом Академии художеств эскиза. Расстроенный художник уже намеревался разрезать огромный (129 см) холст на части и использовать для других работ, но тут его мастерскую посетил П. М. Третьяков и купил картину. Президент АХ великий князь Владимир Александрович счел нужным предоставить Рябушкину из своих личных средств сумму, полагающуюся золотым медалистам на заграничную поездку, правда, сроком не на три, а на два года. И Рябушкин отправился по старым городам России.

Это путешествие по России было очень важным периодом в жизни художника, он после окончания Императорской Академии художеств не стал «иностранным пенсионером», как было принято в С-Петербургской АХ. Верующий и глубоко православный человек, он изучал историю и древнерусское искусство в своей стране. А.П.Рябушкин побывал в Новгороде, заново объездил Москву и Подмосковье, затем посмотрел Киев, Тулу, Орел, Рязань, Углич, Ярославль, Ростов, Кострому, Нижний Новгород. Везде он пишет этюды церквей, копирует фрагменты древних фресок, зарисовывает орнаменты. Изучает в музеях старинные ткани, предметы быта, костюмы, оружие. С увлечением читает литературу по истории Руси, летописи, народные сказания. Все это интересует его давно: еще с 1880-х гг. вынужденный все время подрабатывать студент Рябушкин постоянно публикует в разных иллюстрированных журналах композиции на темы из истории Древней Руси, а также бытовые зарисовки из жизни современной русской деревни, журнальной и книжной графикой А.П.Рябушкин будет заниматься и дальше.

Нужно признать, что серьезное изучение исторических реалий не повлекло за собой стилизации. История у Рябушкина оставляет впечатление живой жизни. Этим редким даром он напоминает великого исторического художника В. И. Сурикова.

Художник поселяется под Петербургом, недалеко от станции Любань, в имении Приволье своего друга И. Ф. Тюменева. Здесь, в специально для него построенном доме с мастерской он начинает самостоятельный путь с двух вариантов жанровой картины «Ожидание новобрачных от венца в Новгородской губернии» (1891) и исторической композиции «Потешные в кружале» 1892; изображены солдаты потешных полков Петра I и стрельцы в кабаке. Художнику удалось передать суровый дух допетровского времени и драматическое столкновение двух сил. История на полотнах Андрея Рябушкина постигается не только через кульминационные трагические события в жизни народа, но через личностные и повседневные и каждодневные события. В его исторических картинах появляется новое - отсутствие развернутого действия. Драматические столкновения не по сердцу Рябушкину. Так будет и в дальнейшем. Наиболее плодотворным стало для художника обращение к XVII веку, к изучению художественного наследия прошлого. Эти произведения были приняты на выставки передвижников. Но следующую картину, в которой художник наконец нашел себя, - яркое, красочное «Сидение царя Михаила Федоровича с боярами в его государевой комнате» (1893) - передвижники взять отказались. Почему? Слишком непривычна. Опять нет действия, вернее, все действие заключается в бездействии - в «думании» о государственных делах, изображенном весьма иронично. Предметы обстановки оказываются здесь важнее людей, почти заснувших от скуки. Рябушкин с наслаждением изображает жизнерадостное узорочье расписных стен и потолка, богатых парчовых одежд, изразцовой печки, витой люстры, изукрашенного вставками из драгоценных каменьев трона.

В 1895 г. художник показывает большое полотно «Московская улица XVII века в праздничный день». Среди старинной архитектуры, наряженные в старинные костюмы, бредут по колено в грязи непролазной мужчины и женщины, списанные Рябушкиным с крестьян деревни, где он жил. На лицах - печать извечных житейских проблем. Обычный холодный осенний денек. Характерное «передвижническое» противопоставление нищеты одних и бездушного эгоизма других. Рябушкин то склоняется к жанру, как в этой картине, то к внешней красоте старого быта - в небольшой поэтичной картине «Русские женщины XVII века в церкви» (1899). По поводу этой картины сам А.П. Рябушкин сказал: «Вот теперь только я выучился». Здесь необыкновенно красивое цветовое соединение ярких узорчатых тканей - синих, желтых, разных оттенков красного; золото волос, венцов, парчовых головных уборов сопоставляется с охристо-зелено-синей росписью стен церкви, с узорами цветных стекол в окнах. Эти две картины и «Семья купца в XVII веке» (1896) получили почетный отзыв и награду на Всемирной выставке в Париже в 1900 г.

В 1900-е годы наступает пора расцвета творчества художника. В 1901 году А.П.Рябушкин пишет картину «Едут» о Москве и москвичах XVII века и въезде в город иностранного посольства в конце XVII века. Художник использует вертикальный формат, края картины срезают фигуры, что создаёт впечатление большой толпы. Рябушкин приобретает большую известность. Его ценят академики И. Е. Репин, В. Д. Поленов, и художники входящие в художественное объединение «Мира искусств» - т.н. «мирискусники», на выставках которых он какое-то время показывает свои работы. Правда, с ними со своими прочно устоявшимися патриархальными взглядам на жизнь, художник А.П.Рябушкин не был близок, у них он не прижился и примкнул впоследствии к объединению «36 художников».

Самая известная из поздних работ Рябушкина - «Свадебный поезд в Москве (XVII столетие)», (1901). Подобно сказочному видению проносится по улице красный свадебный возок, сопровождаемый скороходами и всадниками. Вокруг - нарядные прохожие, привыкшие к такому зрелищу. Пейзаж почти саврасовский: ранняя весна, маленькая белая, вся в кокошниках церковь вдали освещена закатным солнцем, темные деревянные постройки вокруг, лужа на переднем плане, тронутая тонким льдом.

Изображал Рябушкин и современную деревню, но без былой поэтизации, - он хорошо видел, как разрушается старый уклад: «Втерся парень в хоровод, ну старуха охать...», (1902). В гуаши «Чаепитие» (1903) члены одной семьи навеки отделены друг от друга соперничеством, завистью, денежными интересами, эгоизмом.

Среди последних работ художника есть одна, которую можно назвать символической. Это крошечный пейзаж «Новгородская церковь». На голом холме, открытом всем ветрам, стоит, как одинокий воин, старинный храм. Ветхие избы, словно вросшие в землю, даже не поднимаются над линией горизонта.

Умер Рябушкин всего сорока трех лет от туберкулеза легких в усадьбе родственника Тюменева - В. В. Беляева, где художник прожил последние три года. Ему удалось сделать много, но возникает ощущение, что он сказал не все, что мог.

Автор: М.В.Удальцова, искусствовед

http://sozidatel.org/territoriya-kultury/1472-ryabushkin-andrej-petrovich.html






Источник: http://ruskline.ru

Летоисчисление славян

Летоисчисление – это система определения времени по Летам (годам), посредством счёта от какого-либо условленного момента, например у христиан от рождества Христова, а у славян от Сотворения Мира в Звёздном Храме — это пока последнее летоисчисление, но есть и более древние.

Морские чудовища.

Старшина 2 статьи Участник 78 Регистрация: 09.08.2012 Лучших условий, чем в пучинах мо­рей и океанов для процветания фантастических драконов, нельзя и придумать.