Северный Кавказ в





Скифский боевой топорРанний железный век датируется на Дону и Северном Кавказе VIII в. до н.э. - серединой IV в. н.э. Способ добычи железа из бурых руд стал известен еще во второй половине II тыс. до н.э. (племена срубной культуры), но в течение длительного времени железо было дорогим металлом, употреблявшимся для изготовления украшений и парадного оружия. Лишь с рубежа VIII-VII вв. до н.э. представители кобанской, а затем и других культур преодолели основные трудности в освоении железа. Железные орудия этого времени еще не закалялись, придание твердости достигалось путем науглероживания, когда в горне раскаленное железо долго соприкасалось с углем. С VIII в. быстро растет ассортимент, количество и качество изделий из железа, которые стали интенсивно вытеснять бронзовые и каменные предметы.

В отличие от меди и олова, необходимых для производства бронзы, железо встречается практически повсеместно - и в горных районах, и в болотах, глубоко под землей и на ее поверхности. Таким образом, области, занимавшие монопольное положение в производстве бронзы (Кавказ), потеряли монополию на производство металла и их догнали регионы, бедные медными рудами (Приазовье).

Эпоха раннего железа - это время перехода степных племен края к развитому кочевому скотоводству. Оседлые земледельцы, благодаря железным орудиям, смогли освоить новые приемы агротехники, животноводства, различных ремесел. Произошло обособление ремесла, появились новые виды оружия. Образование значительного прибавочного продукта привело к появлению новых форм общественной организации. В племенах, состоявших из имущественно и социально однородных общинников, выделилась родовая аристократия. Битва скифских воиновПерераспределение общинной собственности привело к частым военным столкновениям, в ходе которых возникли дружины профессиональных воинов, а позднее и военно-политические союзы племен. Войны между ними стимулировали развитие рабства и возникновение новых общественных институтов. Эти процессы неуклонно способствовали разложению первобытнообщинного строя, замене родовых отношений соседскими и формированию территориальной общины. Именно на эпоху раннего железа приходился расцвет древних обществ Северного Кавказа, время создания классового общества и первых государственных образований (Кавказская Албания).

Битва Ахилла с амазонкойПервые, окрашенные в мифологические тона, представления греков о Причерноморье выразились в "Одиссее", сказаниях о героических походах аргонавтов, легендах об амазонках. Они, несомненно, отражали начальные этапы великой греческой колонизации.

Литературные источники по жанру, содержанию и информативности весьма разнообразны. Ценность их зависит не только от добросовестности и мастерства автора, т.е. субъективных качеств исполнителя, но и от объективных условий, в которых создавалось то или иное творение. Немаловажную роль играет и время его появления.

Киммерийцы, скифы,
савроматы и сарматы, меоты

Киммерийцы находились на этапе военной демократии. Они, как и другие кочевники, обладали хорошим легким конным войском, были вооружены луками, копьями и мечами из бронзы и железа. Греческие герои и киммерийские лучники (KIMEPIOS). Калидонская охота.Для походов использовались и боевые собаки. Благодаря подвижности войска, киммерийцы совершали быстрые набеги, от которых страдали Ассирия, Лидия и Урарту. Однако в VI в. лидийский царь Аллиат разбил киммерийцев. Часть их осталась в Малой Азии, а некоторые вернулись на свои исконные территории, т.е. в Северное Причерноморье. Дальнейшая их судьба практически неизвестна.
 

Змееногая богиня скифовРасселившись на огромной территории, скифы создали самобытную культуру, которая оказала значительное влияние на соседние племена, прежде всего на население степной и лесостепной зон к северу от Черного моря (главным образом по течению Среднего Днепра, Верхнего Дона и Прикубанья). В  ареале скифской культуры, датируемой VII-III вв. до н.э., выделяется много локальных вариантов, связываемых как со скифскими, так и с нескифскими народами. Античные авторы использовали этноним "скифы" применительно ко всей этнокультурной общности, которую составляли отличные друг от друга по языковой принадлежности и хозяйственному укладу племена. Однако непосредственно под этнонимом "скифы" следует понимать прежде всего скифов-кочевников.

Вслед за киммерийцами скифы совершили серию походов из Северного Причерноморья в Закавказье и на Ближний Восток. Основной дорогой их стал Прикаспийский путь через Дербентский проход, иногда использовались и другие перевальные тропы. Естественно, что не все население степной зоны Северного Причерноморья и Предкавказья ушло со скифскими ордами в Переднюю Азию. Часть его осталась и не исключено, что ушедшие поддерживали определенный контакт с оставшимися.

Украшение трона восточного царя, найденное в скифском курганеВ ходе пребывания в Передней и Малой Азии скифы сражались с Ассирией, Мидией, Нововавилонским царством. Неоднократно меняя союзников, скифы в течение нескольких десятилетий наводили ужас на местное население, - по словам Геродота, "все опустошали своим буйством и излишествами. Они взимали с каждого народа наложенную ими дань, но кроме дани совершали набеги и грабили, что было у каждого народа". Военно-политическая активность скифов в Азии длилась вплоть до начала VI в. до н.э., когда, побежденные Мидией, они вернулись на свои земли.

С момента возвращения скифов из Передней Азии начался собственно скифский период в истории южнорусских степей, о котором сохранились более или менее достоверные сведения в античных источниках. Вернувшись из походов, скифы составили господствующую группу кочевников, так называемых "царских скифов", считавших остальных скифов своими рабами. Именно они образовали ядро формирующегося государства, центр которого находился в низовьях Днепра.

Железные панцирные чешуйки из Шолоховского кургана, V-IV в. до н.э.Часть пластинчатого щита (железные пластины скреплены железными скобами). Кащеевский курган, IV-III в. до н.э. Нижний Дон.Кочевники - как скифы, так и савроматы - всегда отличались большой воинственностью. Основным оружием у них был небольшой лук со стрелами, короткие мечи-акинаки, пригодные для пешего боя, копья, дротики. Длинные всаднические мечи и тяжелые копья, а также металлический доспех начали применяться савроматами гораздо раньше, чем скифами.

Особенностью общественного строя савроматов была высокая роль женщин. Многие из античных авторов называют савроматов "женоуправляемыми". Один из авторов, Псевдо-Гиппократ, писал, что "их женщины ездят верхом, стреляют из луков и мечут дротиками, сидя на конях, и сражаются с врагами, пока они в девушках, а замуж они не выходят, пока не убьют трех неприятелей." Украшения савроматки. V-IV в. до н.э.Действительно, в погребениях женщин-савроматок археологи часто находят предметы вооружений и конское снаряжение. Подобное погребение было обнаружено при раскопках Сладковских курганов (Нижний Дон). В коллективном захоронении IV в. до н.э. останки женщины находились на почетном месте. Помимо импортной посуды и украшений ее сопровождали разнообразные предметы вооружения - копье, меч, колчан со стрелами с бронзовыми и железными наконечниками. Рядом с "амазонкой" находилось захоронение коня с упряжью.

Период дружеских отношений между скифами и савроматами продолжался достаточно долго, до IV в. до н.э., пока Скифская держава была в силе. В течение определенного времени имело место мирное проникновение савроматов в Скифию, как, впрочем, и скифов в среду савроматов. Это могли быть и браки, и совместное участие в военных походах и т.д. После развала в конце IV в. до н.э. Скифской державы постепенно установилось политическое господство савроматов. Видимо, оно сопровождалось карательными экспедициями на скифские земли, чем и следует объяснить усиление оборонительных сооружений на скифских городищах Поднепровья. Настоящий факт не означал пока реального повсеместного присутствия савроматов на покоренной территории. Соотношение сил в степях региона существенно изменилось с образованием в III в. до н.э. военно-политического союза сарматских племен и его продвижения в Приазовье-Причерноморье.

Не исключено, что в легенде о происхождении савроматов нашли отражение реальные события, связанные с формированием нового союза родственных племен кочевников, живших на территории Подонья-Приазовья и части кочевников, вернувшихся из переднеазиатских походов.

Сарматский воинУспех расселения многочисленных сарматских племен - языгов, роксолан, сираков, аорсов, алан и др. - был связан не только с количественным составом их орд, но и превосходством в военном деле. Сарматы, будучи великолепными всадниками, были вооружены не только луками и стрелами, но и длинными мечами и тяжелыми копьями. Сарматы использовали и металлический доспех (пластинчатый и кольчужный). Этот комплект вооружения позволял им вести успешные сражения с легковооруженными местными племенами и штурмовать укрепленные поселения. Римский автор писал о сарматах: "Племя воинственное, свободное, непокорное и до того жестокое и свирепое, что даже женщины участвуют в войнах наравне с мужчинами".

Сираки в II-I вв. до н.э. занимали господствующие позиции среди других племен. Они враждовали с аорсами, что было вызвано различным происхождением союзов этих племен: если аорсы создали объединение, включившее в себя племена, по происхождению связанные с районами Поволжья, Приуралья и степей Казахстана и Средней Азии, то сиракский союз имел местные корни, восходящие к савроматам. Около II в. н.э. в сарматском союзе стали доминировать аланы, причем этот этноним был распространен на остальные сарматские племена.

Очевидно, что меоты Прикубанья были не родственны скифам и сарматам и относились не к иранской языковой группе, а к кавказскому праэтносу, предками их были кавказские племена эпохи бронзы. Названия племен - синды, тореты, псессы, фатеи, досхи, керкеты, зихи - сохранили многочисленные посвятительные надписи Боспорского царства IV-III вв. до н.э. Локализация большинства племен меотов на сегодняшний день вряд ли возможна.

Древнейшие памятники культуры меотов восходят к VIII-VII вв. до н.э., а расцвет приходится на период с V в., когда создаются многочисленные меотские городища, окруженные фортификационными укреплениями - рвами и земляными валами. За пределами поселений находились грунтовые могильники. В отличие от кочевников, погребения близ городищ бедны заупокойным инвентарем.

Меоты знали развитое ремесленное производство и металлургию, их керамика пользовалась спросом у соседних оседлых и кочевых племен. Меоты, находившиеся на торговых путях из античного мира к скифо-сарматским номадам, выступали и в качестве торговых посредников. Развитие производства, торговли, военные конфликты усиливали разложение первобытнообщинного строя и приводили к выделению родоплеменной знати, создававшей собственные дружины.







Источник: http://hist.ctl.cc.rsu.ru

Древняя Греция.герои

За многими, многими реками, многими горами, на последних рубежах запада, где кончается земля, куда не достигает даже самый слабый луч солнца, находится вход в подземное царство мертвых — владения Аида.

Впервые расшифрован древний шифр викингов

Впервые расшифрован древний шифр викингов http://telegraf.com.ua/files/2014/02/Jotunvillur-code-016222-150x90.jpg 2014-02-14T00:20:03+02:00 Мир, Европа Шифр "йотунвиллур", датируемый XII-XIII веками, известен лишь по девяти сохранившимся надписям.

Исток Южного Буга в Хмельницкой области

Исток Южного Буга в Хмельницкой области Исток Южного Буга – Хмельницкий – Летичее – Хмельник – Винница Маршрут – его протяженность 216 километров – охватывает верховье Южного Буга – от истока до Винницы – и проходит по территории Хмельницкой и Винницкой областей.