Способы добывания огня в древности





windows-1251 Литература. Книги о Нижнем Тагиле. Способы добывания огня в древности. Тагильский край в панораме веков.

TopList

Способы добывания огня в древности

    На протяжении тысячелетий надежным спутником человека был и по настоящее время остается огонь. Все связанные с ним блага прочно вошли в повседневную жизнь и стали средством осуществления наших желаний, потребностей, самых смелых замыслов и решений. Но освоение одного из основных видов энергии прошло длительный и сложный путь, о чем можно судить лишь оглянувшись назад и при помощи экспериментальных методов археологии повторив первые шаги, сделанные человеком в этом направлении еще в каменном веке.

    Впервые, по мнению ученых, познал тепло очага синантроп, который использовал огонь, взятый из естественных источников. Его можно было получить в районах вулканической активности, от лесных и степных пожаров, от газовых факелов в нефтеносных областях, в результате разрядов атмосферного электричества (молний) [1]. Таким образом, человек сначала столкнулся с разрушительной силой огненной стихии, но со временем узнал способы ее использования в своих целях. Огонь придавал мягкость еде и твердость материалам, помогал выжить, защищая от животных, позволял получить тепло. Как и сейчас, он был одновременно и другом, и серьезным противником. Но, независимо от того, в каком качестве приходил к людям огонь, он всегда был для них загадкой, так как в природном виде появлялся из сфер, доступных лишь для воображения первобытного человека (из-под земли и с неба). Возможно, это во многом определило отношение к нему как к объекту обожествления и поклонения, о чем говорит его использование в культовых обрядах [2].

    Пламя древних очагов приходилось бережно сохранять до позднего палеолита – времени изобретения способов искусственного добывания огня. Вероятно, их появление стало возможным лишь в результате длительных экспериментов и наблюдений, способствовавших накоплению необходимых знаний и опыта, что в итоге позволило достичь желаемого. Но и овладев жизненно важными приемами, люди стремились сберечь "жизнь огня", не прибегая к действиям, приводящим к его "рождению".

    Это можно объяснить при подробном рассмотрении способов искусственного получения огня, известных в каменном веке. За каждым из них скрывается множество трудностей, которые предполагают наличие определенных навыков и делают эту работу не для каждого посильной. Технология одних способов более проста, другие же требуют применения сложных технических приспособлений.

    Наиболее доступным способом добывания огня является высекание искр ударами камня о камень. Но, как показали исследования некоторых ученых, результативными оказались только удары кремнем по рудным минералам – пириту, халькопириту, марказиту, сфаляриту. Так несколько раз удалось зажечь вату, пропитанную марганцем [3]. Чтобы добыть огонь этим способом, нужны три предмета: кресало, огниво и зажигательный трут. Поиск последнего представляет для экспериментаторов проблему. Это должно быть органическое (растительное) вещество, состоящее из очень тонкого волокна. Предполагается, что в качестве этого материала использовались плоды трутовника копытообразного (Fomes Fomentarius), которые обнаружены в ряде палеолитических стоянок [4]. Что касается кресал и огнив, то такие находки встречаются довольно часто, хотя они не сразу были выделены как огнедобывающие орудия. Но их наличие доказывает, что ударный способ добывания огня был не только возможен, но и широко распространен [5]. Сам процесс выглядел следующим образом: человек наносил скользящий удар огнивом по кресалу, что приводило к появлению искры, попадавшей на трут и заставлявшей его тлеть. Воспользовавшись этим, можно было осторожно раздуть огонь.

    Следующие два способа известны из описаний этнографов и их объединяет общий принцип. Он предполагает достижение нужной для получения искры температуры трением дерева о дерево путем реверсивных движений. Речь идет о пилении и вспахивании. Приспособления для этого состоят из двух частей: зажигательной планки (в первом случае она имеет горизонтальные насечки - пилу, во втором - углубление - борозду) и самого зажигательного инструмента, накладываемого сверху, который соответственно распиливался или использовался в качестве "плуга". Эти приемы по сравнению с высеканием гораздо сложнее, хотя бы потому, что требуют гораздо больших физических усилий [6].

    Наиболее результативным, но самым непростым в техническом отношении является четвертый способ добывания огня – сверление. Для этого нужны зажигательная планка с прорезью, подпятник и деревянное сверло, вращение которого может производиться в трех технических вариантах: при помощи ладоней, кожаным ремнем или лучком. В первом случае руки быстро устают и соскальзывают вниз по стержню. Поэтому требуется участие в процессе большого количества участников, сменяющих друг друга. Второй – самый результативный. В нем могут быть заняты два человека, которые попеременно тянут на себя ремень [7]. В третьем случае цели можно достичь даже в одиночку.

    Устройство, основанное на лучковом приводе, было сконструировано С.А. Семеновым [8]. Оно могло использоваться уже на последней стадии палеолита.

    Лучковый зажигательный прибор состоит из рабочего стержня (деревянного сверла), лучка, подпятника и зажигательной планки. При изготовлении данного приспособления необходимо учитывать диаметр деревянного сверла, толщину зажигательной планки, расположение и угол боковой прорези, диаметр и глубину отверстия на подпятнике. Чтобы добиться результата (добыть уголек) требуется доскональное знание особенностей технологии и довольно большой практический опыт. Даже умеющему пользоваться зажигательным приспособлением после длительного перерыва требуется определенное время для восстановления навыка.

    Существенную роль в добывании огня играет подпятник. Он накладывается сверху на ось сверла и с силой нажимается. Подпятник не может быть из мягкого дерева, так как в процессе сверления он нагревается от вращения стержня и начинает дымиться. Костяной подпятник тоже обугливается, но значительно меньше. Наилучшим материалом является камень [9].

    Для эффективной работы важны правильный выбор диаметра и глубины отверстия на подпятнике. Обе эти величины зависят от диаметра рабочего стержня, который может быть больше, чем отверстие. Но в этом случае торец сверла подгоняется под углубление подпятника. Вообще должно обеспечиваться свободное скольжение стержня внутри выемки, для чего, вероятно, использовалась смазка (жир животных). Она уменьшала силу трения и препятствовала нагреванию (если речь идет о костяном подпятнике). Зависимость глубины отверстия от толщины сверла можно выразить таким образом: чем массивнее стержень, тем глубже отверстие. Это объясняется тем, что верхний конец сверла при возрастающем применении силы может выскользнуть из-под подпятника. Но не следует и сильно заглублять выемку, усложняя работу за счет увеличения трения, образующегося при соприкосновении стержня со стенками цилиндрического отверстия.

    Успех в добывании огня во многом определяется правильным подбором деревянного сверла. Чем оно тоньше, тем легче и продуктивней становится работа из-за возможности повысить частоту движения лучком. Но нужно иметь в виду и то, что от диаметра стержня зависит количество высыпающегося из прорези в зажигательной планке черного порошка, который и дает шанс получить огонь.

    Особенно важной деталью приспособления является зажигательная планка, имеющая сбоку прорезь для скопления мелких деревянных частиц, полученных трением (черного порошка). Планка не может быть тонкой, так как стержень при вращении быстро продвигается в глубь древесины, и нужно избежать появления сквозного отверстия до выпадения уголька. Значит, лучше иметь толстую зажигательную планку, что делает приспособление максимально удобным. В этом случае можно несколько раз воспользоваться высверленным отверстием, не намечая нового.

    Важно также правильно расположить боковую прорезь. В результате проведенного опыта выяснилось, что если прорезь имеет вид равнобедренного треугольника, то его основание должно совпадать с диаметром рабочего стержня. Угол при вершине всегда равен 60°. Хотя в древности не существовало точных измерений и цифр, этот угол, несомненно, был получен экспериментально и мог точно переноситься с планки на планку. Не менее важно выбрать расположение углубления под сверло по отношению к боковой прорези. Оптимальным вариантом следует считать положение, при котором в прорезь попадает не более трети диаметра сверла.

Какими способами древние люди добывали огонь ...

Какими способами древние люди добывали огонь? ... вероятно, отражает
именно стадию использования огня, когда люди еще не умели добывать его,
а, получив, ... Андаманцы не знали способов искусственного добывания огня.
http://antropogenez.ru/quote/367/

    Следует также внимательно отнестись к креплению тетивы на лучке. При напряжении тетива может ослабнуть, вследствие чего сразу уменьшается сцепление со стержнем. Во избежание этого тетива должна завязываться вокруг лучка в специальных прорезях. Каждый раз перед началом работы необходимо проверять степень ее натяжения [10].

    При добывании огня лучковым способом самым выгодным является положение, когда человек придавливает зажигательную планку левой ногой, стоя на правом колене. При этом подпятник находится в его левой руке, а работа лучком осуществляется правой. Существенное значение имеет ритм движения. В начале лучок двигается с малыми скоростями. Ускорение начинается с появлением дыма. Последние движения должны вестись с предельной скоростью. Сначала из прорези вместе с появлением дыма высыпается коричневый порошок, с ускорением движений дыма выделяется больше, порошок становится черным. Электронная версия historyntagil.ru. Когда движения ведутся с предельной скоростью, из прорези выскакивают искры, от которых и воспламеняется черный порошок. С этого момента задачей человека становится раздувание огня с помощью легко воспламеняемых веществ (сухая трава, листья, губчатая ткань растений).

ПРИМЕЧАНИЯ

    1. Семенов С.А. Развитие техники в каменном веке. Л., 1968. С.122.

    2. Сериков Ю.Б. К вопросу о высекании огня в древности // ХIII Уральское археологическое совещание. Тезисы докладов. 4.1. Уфа, 1996. С.34.

    3. Малинова Р., Малина Я. Прыжок в прошлое. М., 1998. С. 123.

    4. Там же.

    5. Сериков Ю.Б. Указ соч. СЗЗ.

    6. Семенов С.А. Указ. соч. С. 176.

    7. Там же. С. 177.

    8. Там же. С. 178.

    9. Там же. С. 180.

    10. Там же.

Д.Б.ДАНИЛОВ







Источник:
http://historyntagil.ru

Сток одежды

02.11.2003Автор: admin Самый простой способ сделать небольшие симпатичные рожки козочки – сшить из их ткани, используя простейшую выкройку, которую можно предварительно нарисовать на бумаге.

С.Омурзаков: Цивилизация шумеров и древние кыргызы. Перемещение ичкиликов-кыргызов на запад шло по 3 направлениям...

С.Омурзаков: Цивилизация шумеров и древние кыргызы. Перемещение ичкиликов-кыргызов на запад шло по 3 направлениям.

В норе триасового периода обнаружена необычная "двойная" окаменелость

Карру – не только природно-территориальный комплекс в полупустынной зоне на юге Африки. Супергруппа Карру – это ещё и особая стратиграфическая единица, подразделение, совокупность горных пород, состоящая преимущественно из глинистого сланца и песчаника и охватывающая диапазон приблизительно в сотню миллионов лет в промежутке между каменноугольным и юрским периодами.