Урок 21.





Проведение урока.

Изучение нового материала.

Урок начинается с того, что уже известные виртуальные герои компьютерных программ предлагают ученикам самим рассказать историю Индии, беседуя друг с другом. В группах равного состава таким образом вполне можно изучать 1–4 пункты плана урока. Для изучения более сложных вопросов (5–7) можно перегруппировать команды, поручив группе сильных учеников задавать вопросы, а слабым школьникам отвечать на них.

На экран выводится название пункта или подпункта плана и информация к нему. Одна команда задает вопрос по заявленной теме, другая отвечает на него, затем команды меняются ролями. В классах базового уровня подготовки вопросы готовит вся группа, в классах с преобладанием сильных учеников вопросы задаются по очереди парами, входящими в данную группу. Штрафные баллы начисляются группе в случае, если она задала вопрос, на который не знает сама ответа. Поощрительные баллы добавляются за вопросы, начинающиеся со слов «почему», «объяснить», «сравнить».

Учитель сообщает, что он тоже будет задавать вопросы, отвечать на которые будет та группа, которая быстрее найдет верный ответ.

1. Географическое положение Индии.

Изучение нового материала начинается с того, что на экран выводится пункт и подпункт плана: «1. Географическое положение Индии. А. Местоположение Индии» и карта Древней Индии. Предполагается, что группа должна задать вопросы: в какой части света расположена Индия? В какой части Азии? С какими странами она граничит? и т. д. Далее аналогичным образом ставятся вопросы по карте к подпунктам Б. (Рельеф Индии) и В. (Реки Индии). Для постановки вопросов и ответов подпункта Г. (Природа Индии) выводятся изображения животных этой страны. Здесь же уместно заслушать доклад «Священные животные Индии». При описании растительного мира ученики должны догадаться о значении слова «джунгли» (гиперссылка) или найти его в словаре «Историческая география».

История Индии — Индия, культура, города, описание

В это время возникали первые города, ранние государства. ... Начинается
изучение темы история древней Индии 5 класс школьной программы.
http://india-onlain.ru/istorija-indii

Здесь и далее учителю целесообразно самому предлагать задания сделать выводы по пунктам плана. В данном случае вывод может быть связан с тем, что в Индии был благоприятный для жизни климат, по ее территории протекали большие реки, которые, скорее всего, станут местом поселения первых жителей страны. От врагов Индия была защищена с севера горами Гималаи, а на западе и востоке – морскими пространствами.

2. Занятия жителей Индии.

Школьников знакомят с подпунктами плана для изучения материала: А. Земледелие, Б. Скотоводство, В. Ремесло, Г. Торговля. Предоставляется иллюстративный материал (изображения сельскохозяйственных продуктов, животных и т. д.), фотографии археологических находок (бронзовый меч, расписной сосуд, ювелирные украшения, бронзовые деньги, рельеф корабля, макет глиняной повозки и т. д.). Ученикам надо в вопросно-ответной форме освоить содержание этого пункта плана.

Можно дополнить сведения о земледельческой культуре Индии.

Справка для учителя: В Индии была известна ирригация («вода, добытая копанием земли»). Благодаря жаркому климату (длительный летний период) за год собиралось два урожая (известны запасы зерна одной семьи на три года). Хлопок упоминается в текстах с IV в. до н. э. до этого одежда производилась из шерсти, реже – изо льна. Животных использовали как вьючный и рабочий (слоны) скот и для получения молочной продукции. Мясо животных в пищу не употреблялось.

Учитель предлагает сделать вывод. (В Индии существовали те же виды занятий жителей, что и в Западной Азии и Египте. Новым растением, выращиваемым в Индии, был хлопок.) Следует отметить, что в Индии, как ни в какой другой стране Древнего мира, проживало множество племен и народов, говоривших на разных языках и поклонявшихся разным богам. До сих пор точно не установлено, какие из народов были коренным населением страны, а какие пришли и расселились позже.

3. Древние города Индии.

Учитель отмечает, что результаты археологических раскопок свидетельствуют о расселении людей на территории Индии начиная с каменного века (неолитические стоянки обнаружены от Северной Индии до Бомбея). Археологи также находили более поздние орудия труда из шлифованного камня, меди, бронзы, железа. Но самыми интересными находками, свидетельствующими о высоком уровне развитии культуры Индии, были те, которые были найдены на территории древнеиндийских городов.

Ученики по карте устанавливают местоположение древних городов Индии Хараппа и Мохенджо-Даро (Мохенджодаро). Учитель рекомендует при изучении информации об археологических раскопках древних городов формулировать вопросы, которые бы начинались со слов: «как выглядели», «какой», «о чем свидетельствует эта находка» и т. д. Учитель может дополнить описание памятников истории и культуры Хараппы и Мохенджо-Даро (см. словарь «Историческая география»).

Справка для учителя: На месте Мохенджо-Даро обнаружено 9 последовательно расположенных культурных слоев, очевидно, город существовал и перестраивался веками. При этом памятники разных слоев мало чем отличаются друг от друга, что говорит о замедленном историческом развитии. Строгая ориентировка улиц с севера на юг свидетельствует о планомерности застройки города, различные размеры домов – о наличии социального расслоения. Интерес вызывают обнаруженная система водоснабжения (включающая бассейны), крытые рынки, гигантские зернохранилища, цитадели. В Двуречье найдены каменные печати III–II тыс. до н. э. индийского происхождения, позволяющие предположить наличие торговли между странами в древние времена.

В итоге ученики подводятся к выводам о существовании в III тыс. до н. э. в Индии высокоразвитой, своеобразной культуры.

В сильном классе учитель может предложить ученикам внепрограммную информацию (гиперссылка) о нашествии в Индию племен ариев и о создании новых государств на п-ове Индостан.

4. Объединение Индии. Царь Ашока.

Материалы презентации позволяют ученикам в беседе установить, что в III в. до н. э. произошло объединение Индии в новое государство под властью царя Ашоки со столицей Паталипутра (на Ганге). Ученикам объясняется, что правителей Индии называли «раджами». При отсутствии сообщения ученика об Ашоке можно воспользоваться слайдом гиперссылки, где перечисляются основные заслуги этого исторического деятеля.

Справка для учителя: Отличительной чертой развития Индии было длительное сохранение общин уже при существовании государственного управления. Это отразилось на сохранении больших семей и патриархальных порядков (см. статью «Семья» в словаре «Культура Древнего мира»). Рабство в Индии сохранялось довольно долго. Рабы использовались в государственном строительстве, в создании ирригационных сооружений.

До нас дошли высеченные на скалах и колоннах указы царя Ашоки. Они позволяют судить о границах государства, об управлении, социальных отношениях, религии и культуре. Известно, что Ашока захватил царский престол в результате победы в кровопролитной борьбе с братьями. Путем завоеваний он смог расширить свое государство. Ашока сделал попытку примирить враждующие на религиозной почве силы внутри страны, сам принял буддизм и стал ревностным сторонником этой религии. Он добивался соблюдения всеми людьми нравственных норм (послушание родителям, уважение учителей и старших, почитание брахманов, хорошее отношение к рабам и слугам, друзьям, родственникам, щедрость в подаяниях, воздержание от мотовства и скупости, запрет убийства живых существ). Для этого в государстве была создана специальная служба чиновников, следившая за соблюдением этих норм. Для животных были открыты, возможно, первые в истории ветеринарные лечебницы. Время правления Ашоки ознаменовано значительным развитием индийской культуры, архитектуры, распространением письменности. Расширились торговые связи с Европой. Впоследствии Ашоку обвинили в том, что он растратил государственные средства на строительство буддийских храмов, и назначили соправителем внука.

5. Религии Индии.

Материалы презентации позволяют ученикам поставить вопросы (и найти ответы) о том, как назвались две основные религии, которые исповедовали народы Индии, каким богам поклонялись сторонники брахманизма, какие идеи проповедовал буддизм, кто и когда стал основоположником этой веры. Возможны сообщения о богах Индии. Важно остановиться на анализе изречений Будды, приводимых в презентации, обсудить вопрос, считают ли ученики для себя приемлемым руководствоваться нравственными правилами буддизма? Выяснить, какие нравственные правила являются общими для этой религии и заповедей Моисея. В заключение следует отметить, что буддизм и по сей день остается одной из мировых религий.

Дополнительные материалы о религии Индии см. в Мифологическом словаре.

6. Индийские касты.

Перед рассмотрением вопроса об индийских кастах в беседе на основе презентации в не очень сильном классе можно предложить пятиклассникам ознакомиться с этой темой по школьному учебнику. Сильные ученики могут обратиться к терминологическому словарю (в гиперссылке).

7. Культура Индии.

Презентация предоставляет ученикам возможность организовать беседу о письменности, литературе, музыке, архитектуре, скульптуре и танцах Индии или выступить с соответствующими сообщениями на основе информации словаря «Культура Древнего мира». Хорошо бы предложить среднему или даже слабому ученику подготовить выступление о Рамаяне, так как оно поддерживается иллюстрациями к поэме. Тем, кто увлекается танцами, можно предложить продемонстрировать элементы индийского танца на основе сведений словаря (подробные и доступные ученикам по сложности статьи о танцах Индии можно найти в Интернете).

При любых вариантах проведения урока важно оставить время для того, чтобы ученики сформулировали и освоили выводы по данной теме, содержащиеся в презентации.







Источник: http://files.school-collection.edu.ru

Нет судьбы кроме той, что мы сами творим

С тех пор, как человек научился добывать огонь, представить без него людское существование уже невозможно.

Древний левиафан поедал китов на завтрак

Просмотр Главная / История и Археология / Древний левиафан поедал китов на завтрак Древний левиафан поедал китов на завтрак У ченые установили, что самым большим морским хищником в истории Земли был гигантский кит, обитавший в океанах 12-13 млн лет назад и охотившийся на других китов.

Древняя Индия

Данная презентация расскажет вам о Древней Индии, о ее местоположении и о природных условиях, так же вы узнаете о жизни в индийских джунглях, о древних городах Индии, о группах людей в Древней Индии: бог Брахма и разделение людей на касты.