Всемирная история » С





ЭЛЛИНИСТИЧЕСКИЕ ГОСУДАРСТВА

В 323 г. до н. э., не завершив своих планов создания мировой державы, умер Александр Македонский. Его неожиданная и загадочная смерть на тридцать третьем году жизни застала всех врасплох. Говорят, когда полководцы спросили умирающего царя, кому он предназначает престол, Александр ответил: «Достойнейшему». Началась борьба за власть. Полководцы, собравшись в Вави­лоне, после долгих споров решили признать царём Арридея, слабоумного побочного сына Филиппа II, единокровного брата Александра. Арридей получил на троне имя Филиппа III. Законным наследником Александра должен был стать ребёнок, которого ждала его жена Роксана, если это будет мальчик. Ему также предназначался титул македонского ца­ря. Регентом был назначен хилиарх Пердикка. Тело Александра захватил его телохранитель Пто­лемей и отправил, по одной из версий, в бочке с мёдом в Александрию, где похоронил в роскошном саркофаге (см. сюжет «Погребение Александра Ма­кедонского»). Стратегом европейской части импе­рии Александра был оставлен Антипатр.

Огромная империя Александра была поделена между его соратниками (диадохами). Получившие сатрапии (области управления) диадохи, не имея над собой жёсткого контроля со стороны централь­ной власти и теперь, после смерти Александра, не испытывая перед ней страха, начали успешно укрепляться в своих землях. Регент Пердикка при поддержке Эвмена, который долгое время был сек­ретарём Александра, попытался активно вмеши­ваться в дела сатрапий, требуя отчёта и повинове­ния. Против них выступили Птолемей Лаг, Анти­гон Одноглазый, Кратер и Антипатр. Пердикка был убит, Кратер погиб, а талантливый Эвмен в резуль­тате предательства оказался в руках стратега Азии Антигона, который предпочёл избавиться от опас­ного противника.

Царь Древней Македонии Филипп II занял трон совсем молодым — в 23 года. В 359 г.

.до н. э. Македонии грозило вторжение илли­рийцев. После гибели царя Пердикки III страна осталась без правителя, за исключением малолет­него сына Пердикки III Аминты. «Сердобольные» соседи — Афины, чьё влияние простиралось до севера Балканского полуострова, и фракийцы го­товы были подчинить своему влиянию небольшое и несильное государство. Однако брат убитого царя Филипп сумел уладить дело, откупившись от фра­кийцев золотом, а от Афин — чрезвычайно нужным им городом Амфиполем. Благодаря этому народ провозгласил Филиппа царём вместо малолетнего Аминты.

Сознавая необходимость расширения государст­ва, Филипп начал с армии. В юности, побывав в качестве заложника в Фивах, он кое-чему научился у одного из лучших стратегов того времени — Эпаминонда. Именно Филиппу II Македония обязана знаменитой фалангой, превзойти которую впослед­ствии смог только римский легион. Немало вни­мания уделял царь и артиллерии того времени, для создания которой пригласил лучших механиков из Сиракуз.

введение - История Древнего Востока (Авдиев В.И. )

История древнего Востока охватывает историческое развитие древнейших
.... промышленности с сельским хозяйством в рамках мелкой общины». ...
историк Боссюэ в своём обширном обзоре всемирной истории уделяет лишь
 ...
http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000054/st002.shtml

ГРЕКО-ПЕРСИДСКИЕ ВОЙНЫ
Вначале V в. до н. э. над Грецией нависла грозная внешняя опасность. К этому времени Персидская держава Ахеменидов переживала период расцвета (см. ст. «Древний Иран»). Её всё расширявшаяся политическая и военная экспансия непосредственным образом затронула и греческий мир. Сначала персами были покорены эллинские полисы западного побережья Малой Азии и близлежащих островов. А вскоре персидский флот и сухопутные силы сделали первую попытку осуществить оккупацию юга Балкан.
В 493 г. до н. э. войска под командованием Мардония, зятя царя Дария I (521—485 гг. до н. э.), вторглись в земли фракийских племён, населявших прибрежные области Северной Эгеиды, и захватили попутно некоторые из расположенных там греческих городов-колоний. Власть персов над собой вынужденно признали и правители соседней Македонии.
Поводом для прямого вторжения в материковую Грецию послужила помощь, которую Афины и Эретрия (на острове Эвбея, лежащем неподалёку от Аттики) ранее оказали малоазийским эллинам, восстававшим против деспотической власти Ахеменидов. На ультимативное требование Дария I подчиниться ему ведущие полисы Эллады ответили решительным отказом. После этого персидский экспедиционный корпус высадился на Эвбее и опустошил её.

СПАРТА

Спарта (Лакония, Лакедемон) — одно из самых известных и могущественных государств Древней Греции, славное своей армией, никогда не отступавшей перед врагом. Идеальный полис, Спарта была государством, которое не знало смут и гражданских распрей.
В этой удивительной стране не было ни богатых, ни бедных, поэтому спартанцы называли себя «об-щиной равных». Хотя о грозной Спарте знали буквально во всех уголках Древней Греции, мало кто мог похвастаться, что бывал на земле Лакедемона и хорошо знает жизнь и обычаи этой страны. Спартанцы (спартиаты) окутали своё государство покровом тайны, не разрешая ни чужеземцам приезжать к ним, ни своим гражданам покидать рубежи общины. Даже купцы не привозили товаров в Спарту — спартанцы ничего не покупали и не продавали.
Хотя сами спартанцы не оставили описания своих законов и государственного строя, многие древ-негреческие мыслители пытались разгадать причину прочности гражданского согласия и военной мощи Спарты. Особенно усилилось их внимание к этому государству после победы Спарты над Афинами в Пелопоннесской войне (431—405 гг. до н. э.). Но поскольку античные писатели наблюдали жизнь Спарты со стороны или жили через много столетий после того, как возникла «община равных», многие современные учёные с недоверием относятся к их сообщениям. Поэтому некоторые проблемы истории Спарты до сих пор вызывают споры у историков. Например, чем был обусловлен спартанский образ жизни, когда возникло это государство, столь непохожее на другие греческие полисы? ПЕРИКЛ И АСПАСИЯ

Авторитет и влияние Перикла в Афинах были так велики, что даже его женитьба на гетере Аспасии не уменьшила его популярности.
Гетерами (греч. «спутницы», «подруги») в Древней Греции назывались образованные незамужние женщины, ведущие свободный, независимый образ жизни. (Иногда словом «гетера» в Древней Греции называли женщин, торгующих собой.) Ремесло гетеры в Греции не считалось почётным, и к ним относились с пренебрежением. Не могло быть и речи о том, чтобы почтенный человек женился на гетере. Достойная греческая женщина росла, воспитывалась и всю жизнь проводила затворницей в гинекее — на женской половине дома. Она не посещала театр, не смела появляться в Народном собрании. Женщина даже не могла одна выйти на улицу — её обязательно сопровождал кто-нибудь из родственников или рабыня. Хозяйка не выходила к гостям, если в доме собиралось общество друзей её мужа. Тогда мужскую компанию развлекали гетеры.
Среди гетер встречались женщины блестящего ума, хорошо образованные, умеющие поддержать разговор поэтов и философов, разбирающиеся в политике и искусстве. Такой гетерой была Аспасия из Милета.
Аспасия славилась в Афинах красотой и умом. Выдающиеся политики и философы считали её женщиной незаурядной, а «Сократ иногда ходил к ней со своими знакомыми... чтобы послушать её рассуждения...» (Плутарх). Аспасия была прекрасной собеседницей, и говорят даже, что она была наделена ораторским талантом, который так ценили афиняне. ПЕРИКЛ. АФИНСКАЯ ДЕМОКРАТИЯ

Перикл родился в 492 г. до н. э. Отцом его был герой греко-персидских войн Ксантипп, а мать Перикла принадлежала к знатному роду Алкмеонидов, давшему Афинам многих видных политических деятелей.
Как и у многих афинян из почтенных семей, у Перикла имелись достойные наставники. Музыке его учил музыкант и мыслитель Дамон, философии — известный греческий учёный Зенон.
Свой жизненный путь Перикл начал военным. «Он был храбр в походах и искал опасностей», — писал о нём древнегреческий историк Плутарх. Но в то время особой славы на военном поприще он себе не добыл. Перикл был молод и честолюбив, занятие политикой было в традициях его семьи, и в середине 60-х гг. V в. до н. э. он появился на политической арене. В это время в Афинах разгорелась схватка между демократами — сторонниками правления большинства граждан — и аристократами, приверженцами правления немногих знатных родов. Перикл, хотя и происходил из знатного рода, стал на сторону демоса — народа, возможно СОЛОН. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО В АНТИЧНОСТИ

Солон, сын Эксекестида, вошёл в историю Древней Греции как великий реформатор, основатель полисной демократии Афин. Среди своих современников и у последующих поколений эллинов он пользовался славой великого поэта и мудреца. Происходил Солон из очень древнего царского рода Кодридов. По преданию, Кодр — последний царь Афин, пожертвовавший жизнью ради спасения родного города. Он был похоронен на Акрополе, и благодарные афиняне чтили его как героя.
По имущественному положению Солон относился к людям среднего достатка. Его отец всё состо-яние истратил на помощь нуждающимся, и Солон в молодости приложил немало усилий, чтобы раз-богатеть: бедность не была в почёте, а страсть к богатству считалась естественной. В своих стихах Солон открыто признаётся, что хочет быть богатым, оговариваясь, правда, что его привлекает лишь честно нажитое: «Быть я богатым хочу, но нечестно владеть не желаю этим богатством: позднее час для расплаты придёт». Он подчёркивает, что честь и доброе имя ему дороже богатства: «Многие низкие люди богаты, а добрый беднеет. Мы же не будем менять доблесть на денег мешок». ТРОЯНСКАЯ ВОЙНА

Троянская война, по мнению древних греков, была одним из самых значительных событий их истории. Античные историки считали, что она произошла примерно на рубеже XIII—XII вв. до н. э., и начинали с неё новую — «троянскую» эру: восхождение населявших Балканскую Грецию пле-мён к более высокому уровню культуры, связанному с жизнью в городах. О походе греков-ахейцев против города Трои, расположенного в северо-западной части полуострова Малая Азия — Троаде, рассказывали многочисленные греческие мифы, объединённые позднее в цикл преданий — киклические поэмы. Самой же авторитетной для эллинов была эпическая поэма «Илиада», приписываемая великому греческому поэту Гомеру, жившему в VIII в. до н. э. В ней рассказывается об одном из эпизодов заключительного, десятого года осады Трои-Илиона — так назван в поэме этот малоазийский город. ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ

Юг Балканского полуострова и острова Эгейского моря в силу своего географического положения стали уже на заре цивилизации тем мостом, который соединял европейский континент с опережавшим его в социально-экономическом и культурном развитии Ближним Востоком. В этом регионе прежде, чем в других областях Европы, примерно с рубежа VII—VI тыс. до н. э., установилось в неолите (новом каменном веке) господство производящей экономики, основанной на земледелии и скотоводстве. С наступлением эпохи бронзы (в начале III тыс. до н. э.) уже можно представить с достаточной определённостью этническую ситуацию в материковой Греции и на острове Крит, самом большом в Архипелаге. АНТИЧНОСТЬ

Уже на протяжении пятисот лет, начиная с эпохи Возрождения, европейцы называют историю Древней Греции и Древнего Рима «золотым веком» человечества. Действительно, античная культура имела множество притягательных сторон, сильно действующих и на современных людей: разумное и соразмерное человеку устройство общества, гармония человека и природы, сочетание религиозного чувства с большой свободой мышления, постоянная устремлённость к красоте и добру. Попытки «возродить античность» очень многое дали Западной Европе Нового времени, хотя, конечно, результаты этого «возрождения» сильно отличались от античных образцов. Постоянное со-поставление, сравнение себя с греко-римским миром стало правилом для новой Европы; многие историки и сейчас искренне убеждены, что, изучая афинскую демократию века Перикла, можно из-влечь важные для современных политиков уроки. Но не мешает ли нам это вечное сравнение «ны-нешнего» с «прошлым» увидеть античность такой, какой она была на самом деле, была, так сказать, «для себя самой»? Очень может быть. Древние греки вовсе не знали, что им суждено стать родона-чальниками демократии, философии и изящных искусств; они попросту обживали свой небольшой и довольно скудный уголок Средиземноморья, внимательно приглядываясь к могущественным и опытным соседям — финикийцам и критянам, египтянам и сирийцам. Границу между своей ро-диной и Востоком сами греки проводили далеко не так резко, как современные историки; Восток притягивал эллинов как магнит. Не случайно Александр Македонский пришёл в Бактрию и Индию не как завоеватель-чужестранец, а объявив себя наследником иранского царя. ВОЕННОЕ ДЕЛО ДРЕВНЕГО ВОСТОКА

Военное дело как одна из форм человеческой деятельности возникло одновременно с зачатками общества. Окружённые враждебным миром, первобытные люди отстаивали своё право на существование в борьбе не только с дикой природой. Контакты племён с такими же насторожен-ными и недоверчивыми соседями, как они сами, превращались в кровопролитные столкновения. Стремление победить заставляло совершенствовать вооружение, средства защиты, прибегать к тактическим уловкам. Наскальные рисунки, сохранившиеся в пещерах, свидетельствуют о том, что в среднем каменном веке уже существовало представление о необходимости разделения сил на отря-ды, которые под руководством командиров согласованно выполняли в бою самостоятельные задачи: атаковали в лоб, заходили с флангов или с тыла.
С очень давних пор, с IX тыс. до н. э., в Палестине сохранились памятники фортификации — древнейшие стены и башня Иерихона. Там же найдены оружие и средства защиты, относящиеся к IV тыс. до н. э.: наконечники копий и кинжальные клинки, ударные части булав, боевые топоры, широкие и толстые венцы-шлемы и даже панцири из медных лент, зашитых между двумя слоями кожи. ДРЕВНЯЯ ЯПОНИЯ

Говорят, есть прекрасная страна, окружённая со всех сторон голубыми горами. Почему бы не пойти туда? — обратился Иваро к своему брату Ицусэ. Восприняв его молчание как согласие, Иваро решительно добавил: — Пойдём туда».
Так, согласно преданию, произошло переселение людей племён тэнсон и идзумо с острова Кюсю на остров Хонсю. Иваро посадил своих людей на корабли и отправился в путь. 7 лет длился поход. Они обогнули берега родного Кюсю, вышли в Японское море и высадились на западном побережье Хонсю. Продвигаясь на восток, они поселялись на равнинных землях, которые позднее составили владения созданного ими государства Ямато, явились центром становления японского народа.
Однако Иваро как врага встретили старейшины племён, ранее обосновавшихся в этих местах. Они оказали сильное сопротивление пришельцам-завоевателям. Особенно упорно сражались местный старейшина Нагасунэ-хико и его сторонники. Иваро пришлось даже покинуть Ямато. Только после гибели врага он со своими соплеменниками вернулся туда.






Источник: http://murzim.ru

Словарь указатель теософских понятий к Тайной доктрине, теософский словарь

ЭДОМ (Евр.) Цари эдомитян. В аллегории семи Царей Эдома, которые "правили в стране Эдом до того, как над детьми Израиля царствовал какой-либо Царь" ("Бытие", XXXVI, 31), можно найти глубоко скрытую тайну.